Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.04.2003 N Ф03-А59/03-2/749 Поскольку налогоплательщик не уплатил платежи и отчисления в установленный срок, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным начисление налоговым органом пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 апреля 2003 года Дело N Ф03-А59/03-2/749“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области на постановление от 07.02.2003 по делу N А59-2534/02-С15 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению открытого акционерного общества “Нефтяная компания “Роснефть-Сахалинморнефтегаз“ к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области о признании недействительным требования от 07.06.2001 N 85.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ постановление в полном объеме изготовлено 25.04.2003.

Открытое акционерное общество “Нефтяная компания “Роснефть-Сахалинморнефтегаз“ (далее - Акционерное общество)
обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным требования от 07.06.2001 N 85 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области (далее - Управление по налогам и сборам) об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды в части уплаты пени по платежам за добычу углеводородного сырья (нефти, газа) в сумме 42951160,22 руб. (пункты 12, 13), пени по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 89513078,98 руб. (пункты 34, 35), пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 29912726,89 руб.

Решением суда от 24.09.2002 в удовлетворении заявленных Акционерных обществом требований отказано. Судом признано правомерным начисление налоговым органом пени за несвоевременную уплату налогоплательщиком названных выше налога и платежей, так как в рассматриваемый период продолжали действовать Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ, утвержденный Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2235-1, Инструкция Госналогслужбы РФ “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами“ N 17 от 30.01.1993 и Инструкция Госналогслужбы РФ “О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ N 44 от 31.12.1996, устанавливающие сроки уплаты вышеперечисленных налога и платежей.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.02.2003 решение суда первой инстанции изменено, признано недействительным оспариваемое требование Управления по налогам и сборам в части уплаты пени по платежам за добычу углеводородного сырья и по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы как не соответствующее статье 75 Налогового кодекса РФ. В остальной части судебный акт оставлен без изменения.

Апелляционная инстанция обосновала свои выводы тем,
что законодательством о налогах и сборах не установлены сроки внесения платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поэтому начисление пени за их несвоевременную уплату незаконно. В части начисления пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов поддержана позиция суда первой инстанции.

Не согласившись с судебным актом второй инстанции в части удовлетворения требований ОАО “НК “Роснефть-Сахалинморнефтегаз“, Управление по налогам и сборам подало кассационную жалобу, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части и оставить в силе решение суда, ссылаясь при этом на неправильное применение судом второй инстанции норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что сроки уплаты платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы установлены, соответственно: пунктами 22, 17 названных выше инструкций, которые разработаны по поручению Правительства РФ во исполнение постановлений от 28.10.1992 N 828 и от 17.05.1995 N 597, зарегистрированы в Министерстве юстиции и опубликованы, следовательно, подлежат применению на территории Российской Федерации. Неуплата платежей и отчислений в сроки, установленные указанными инструкциями, является, по мнению налогового органа, основанием для начисления пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 597 издано 17.05.1996, а не 17.05.1995.

Управление по налогам и сборам, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимало.

ОАО “НК “Роснефть-Сахалинморнефтегаз“ в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании от 16.04.2003 против доводов налогового органа возражали и просили оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

В соответствии со
статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 21.04.2003.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя Акционерного общества, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, а постановление апелляционной инстанции - отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Управление по налогам и сборам 07.06.2001 в порядке статьи 70 Налогового кодекса РФ выставило ОАО “НК “Роснефть-Сахалинморнефтегаз“ требование N 85 об уплате налогов и других обязательных платежей, а также пени за несвоевременную уплату платежей за добычу углеводородного сырья (нефти, газа) за 1998 - 2001 годы в сумме 42951960,22 руб. в республиканский и областной бюджеты (пункты 12, 13), пени за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в общей сумме 89513078,98 руб. (пункты 34, 35) и пени за несвоевременную уплату налога на реализацию горюче-смазочных материалов (далее - налог на ГСМ) в сумме 21912726,89 руб. (пункт 38).

Не согласившись с требованием налогового органа в части начисления названной выше пени, налогоплательщик оспорил его в арбитражный суд, ссылаясь на то, что законодательные акты, в частности Закон РФ “О недрах“ и Закон РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, не устанавливают сроки уплаты платежей за добычу углеводородного сырья (нефти, газа), отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налога на ГСМ, поэтому начисление пени считает неправомерным.

При этом, как следует из материалов дела, Акционерное общество не оспаривает расчет пени и порядок выставления требования.

Отказывая в удовлетворении заявления Акционерного общества о признании недействительным требования налогового органа об уплате пени в сумме 21912726,02 руб. за несвоевременную уплату налога на реализацию горюче-смазочных материалов, суд правомерно
руководствовался тем, что в проверяемый период продолжал действовать утвержденный Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2235-1 Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда РФ, который входит в систему налогового законодательства Российской Федерации и определяет сроки уплаты названного выше налога - ежемесячно, применительно к срокам, установленным для уплаты налога на добавленную стоимость. Аналогичные сроки установлены и в Инструкции Министерства РФ по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“, зарегистрированной в Министерстве юстиции от 14.06.2000 N 2266.

Учитывая, что налогоплательщик не уплатил налог на ГСМ в сроки, установленные упомянутым Порядком, Управление по налогам и сборам в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислило пени.

Апелляционная инстанция, повторно рассматривая дело по жалобе Акционерного общества, обоснованно оставила без изменения решение суда первой инстанции, так как суд правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Вместе с тем кассационная инстанция считает ошибочными выводы апелляционной инстанции, отменившей решение суда в части признания недействительным требования налогового органа, начислившего пени за несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платы за добычу углеводородного сырья (нефти и газа).

Апелляционная инстанция исходила из того, что Закон РФ “О недрах“ не устанавливает сроки уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежей за пользование недрами, в связи с чем начисление пени за их несвоевременную уплату, по мнению суда второй инстанции, является незаконным. При этом последний сослался на то, что Законом Правительству РФ не предоставлялось право по установлению сроков уплаты вышеуказанных отчислений и платежей, поэтому Правительство РФ не могло делегировать это право Госналогслужбе РФ,
разработавшей и утвердившей соответствующие инструкции N 44 от 31.12.1996 и N 8 от 04.02.1993, N 17 от 30.01.1993, N 01-17/41 от 04.02.1993. Указанные инструкции, как полагает суд, не подлежат применению, так как фактически дополняют законодательство о налогах и сборах, что противоречит статье 4 Налогового кодекса РФ.

Однако судом не принято во внимание следующее.

Согласно статье 39 Закона РФ “О недрах“ пользование недрами является платным, в связи с чем пользователи недр производят платежи, в том числе за пользование недрами, а также отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В соответствии со статьей 41 названного Закона порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерий определения ставок устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, право по установлению порядка и условий взимания платежей за пользование недрами, в том числе за добычу углеводородного сырья, в силу упомянутого Закона было делегировано Правительству РФ. На этом основании Правительством РФ принято Постановление от 28.10.1992 N 828 “Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна“, согласно которому Министерству финансов РФ, Федеральной налоговой службе РФ совместно с Министерством экономики РФ, Комитетами по геологии и использованию недр, топлива и энергетики и другим предписано разработать и утвердить Инструкцию о порядке и сроках внесения в бюджет платы за пользование недрами.

Во исполнение указанного Постановления Правительства Министерство финансов РФ, Госналогслужба РФ, Федеральный горный и промышленный надзор России утвердили Инструкцию “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами“ соответственно от 04.02.1993 N 8, от 30.01.1993 N 17, от 04.02.1993 N 01-17/41, зарегистрированную в Минюсте РФ 19.04.1993
N 229, которая установила сроки внесения недропользователями платежей, а именно: ежемесячно в срок не позднее 20 числа следующего месяца, или ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в зависимости от размера ежемесячных платежей.

Поскольку с введением в действие части 1 Налогового кодекса РФ в Закон РФ “О недрах“ не были внесены изменения, касающиеся сроков уплаты названных платежей, кассационная инстанция считает правомерным применение к спорным правоотношениям упомянутых выше Постановления Правительства РФ N 828 и Инструкции, которые также входили в систему налогового законодательства Российской Федерации. Указанная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 41 и Высшего Арбитражного Суда РФ N 9 от 11.06.1999 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ“, разъяснившего, что исходя из статьи 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“, изданные до 01.01.1999 инструкции Госналогслужбы РФ по применению конкретных законов об отдельных видах налогов применяются в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ, в том числе его статье 4, согласно которой нормативные правовые акты органов исполнительной власти не могут изменить или дополнить законодательство о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан бережно относиться к природным богатствам. При этом пользователи недр, к каковым относится и ОАО “НК “Роснефть-Сахалинморнефтегаз“, в силу пункта 10 статьи 22 Закона РФ “О недрах“ обязано своевременно и правильно вносить платежи за пользование недрами.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Акционерного общества обязанности по уплате указанных платежей в срок, установленный в Инструкции, противоречит приведенным
выше положениям Конституции РФ и Закона РФ “О недрах“, так как допускает внесение этих платежей несвоевременно, по усмотрению недропользователя, в то время как указанные правоотношения носят публично-правовой характер и подлежат регулированию государством.

В силу изложенных выше оснований следует признать ошибочными и выводы суда второй инстанции в части неправомерного начисления налоговым органом пени ввиду отсутствия законодательно установленных сроков для внесения в бюджет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, являющихся платой при пользовании недрами (статья 39 Закона РФ “О недрах“).

Сроки уплаты отчислений установлены в Инструкции Госналогслужбы РФ от 31.12.1996 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ (с изменениями и дополнениями), зарегистрированной в Минюсте РФ 23.05.1997 N 1311. Указанная Инструкция разработана и утверждена на основании Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах“, Федерального закона от 30.12.1995 N 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ и Постановления Правительства РФ от 17.05.1996 N 597 “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений“ и подлежала применению в спорный период.

Поскольку налогоплательщик не уплатил платежи и отчисления в установленный срок, что не оспаривается Акционерным обществом, то суд первой инстанции обоснованно признал правомерным начисление налоговым органом пени. Следовательно, у апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции как основанное на ошибочном толковании названных выше норм материального права подлежит отмене. Решение суда первой инстанции следует оставить в
силе.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате госпошлины в сумме 500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы Управления по налогам и сборам следует возложить на ОАО “НК “Роснефть-Сахалинморнефтегаз“.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 07.02.2003 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2534/02-С15 отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 24.09.2002.

Взыскать с ОАО “НК “Роснефть-Сахалинморнефтегаз“ в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 500 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.

Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Сахалинской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.