Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.02.2003 N Ф03-А73/03-2/169 Иск о взыскании убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате за потребленную электрическую энергию, правомерно удовлетворен за счет средств казны субъекта РФ, поскольку ответчик не исполнил надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные законодательством к предмету совместного ведения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 февраля 2003 года Дело N Ф03-А73/03-2/169“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 27.09.2002, постановление от 20.11.2002 по делу N А73-5208/2002-4 (АИ-1/1063) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 1275025 руб. 61 коп.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса
РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 26.02.2003.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ в лице филиала “Энергосбыт“ обратилось с иском к Администрации г. Хабаровска и ее финансовому департаменту, Министерству финансов Хабаровского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 1275025 руб. 61 коп., составляющих убытки в виде неполученных доходов от предоставления льготных скидок по оплате электроэнергии в апреле - мае 2002 года гражданам, проживающим в г. Хабаровске, на основании Федерального закона “О ветеранах“ от 12.01.1995 N 5-ФЗ, Закона РФ “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ от 15.01.1993 N 4301-1, Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ от 09.01.1997 N 5-ФЗ (далее - законы о героях), Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 “О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны“, Закона Хабаровского края N 281 от 27.12.2000 “О краевой целевой программе “Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001 - 2003 годы“, постановления главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150 “О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края“.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец до принятия решения по делу изменил размер исковых требований, увеличив его до 1919325,61 руб.

Решением Арбитражного
суда Хабаровского края от 27.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.11.2002, исковые требования удовлетворены и оспариваемая сумма неполученных доходов взыскана с Министерства финансов Хабаровского края за счет бюджета Хабаровского края. В иске к остальным ответчикам отказано. Судебные акты мотивированы ссылкой на то, что такой функциональный вид расходов, как обеспечение социальной защиты населения, финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поскольку вышеназванные нормативно-правовые акты предусматривают финансирование льгот по оплате электроэнергии, предоставляемой отдельным категориям граждан, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующим возмещением произведенных затрат из федерального бюджета, а также учет этих расходов при взаиморасчетах федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации, то оспариваемая сумма неполученных доходов подлежит взысканию с субъекта Российской Федерации, а именно с Минфина Хабаровского края за счет казны Хабаровского края.

Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе Минфина Хабаровского края, который просит их отменить и принять новое решение об отказе в иске к Минфину Хабаровского края. В судебном заседании представитель последнего доводы жалобы поддержал в полном объеме и пояснил, что оспариваемая сумма неполученных доходов подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации, которая, возложив обязанности по финансированию льгот, предоставленных федеральными законами, на субъект Российской Федерации, не обеспечила его финансовыми средствами в полном объеме, необходимыми для осуществления соответствующих государственных полномочий, чем нарушила статьи 84 - 87 Бюджетного кодекса РФ.

Министерство финансов РФ в отзыве на жалобу и в судебном заседании доводы жалобы отклонило в полном объеме и считает принятые судебные акты законными и обоснованными, поскольку финансирование льгот по Закону
“О ветеранах“ обеспечено за счет поступлений от налога на доходы физических лиц, так как в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год“ норматив отчислений данного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2002 год составляет 100% от полученной суммы. Кроме этого, в фонде финансовой поддержки регионов в объеме суммарных бюджетных расходов субъектов Российской Федерации в 2002 году также учитывались расходы на реализацию Федерального закона “О ветеранах“. При этом сумма учтенных расходов Хабаровского края составила 504,2 млн. руб.

Возмещение произведенных расходов по предоставлению льгот по законам о героях по отчетам местных финансовых органов и финансового органа Хабаровского края за спорный период времени осуществлено из федерального бюджета в полном объеме, задолженности не имеется.

Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании просит принятые судебные акты в части отказа в иске о взыскании спорной суммы неполученных доходов за счет средств муниципального образования оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, так как органы местного самоуправления на основании статей 38 и 49 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ осуществляют отдельные государственные полномочия лишь при наличии передачи необходимых финансовых средств для их осуществления.

Истец отзыв на жалобу не представил, но его представитель в судебном заседании просила жалобу оставить без удовлетворения, а оспариваемые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзывов на нее, выслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Из материалов
дела установлено, что ОАО “Хабаровскэнерго“ в период с 01.04.2002 по 31.05.2002 отпускало гражданам электроэнергию с учетом льготных скидок, предоставленных вышеназванными федеральными законами и законами Хабаровского края, в результате чего недополучило доходы в сумме 1919325,61 руб. Размер указанных убытков подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками.

В связи с невозмещением ответчиками указанной суммы неполученных доходов ОАО “Хабаровскэнерго“ обратилось за их взысканием в судебном порядке.

Арбитражным судом правомерно удовлетворены исковые требования за счет средств казны Хабаровского края исходя из следующего.

Пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ принят 24.06.1999, а не 24.08.1999.

Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, а Федеральным законом “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.08.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Статья 10 Федерального закона “О ветеранах“ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, производится как за счет средств бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом за счет последних производятся расходы, в том числе на оплату коммунальных
услуг (подпункт 2 “б“ пункта 1 статьи 10 Закона).

Пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“ фактически определил источники финансирования расходов по предоставлению льгот, предусмотренных Законом “О ветеранах“. Так, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации передается 100% от полученной суммы налога на доходы физических лиц, который является федеральным налогом.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Хабаровского края N 9 принят 31.01.2002, а не 31.10.2002.

В соответствии со статьей 20 Закона Хабаровского края от 31.10.2002 N 9 “О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год“ установлено, что 15 процентов от налога на доходы физических лиц, поступающего в бюджет края, направляется на реализацию Федерального закона “О ветеранах“.

Кроме этого, при расчете трансферта из фонда финансовой поддержки регионов в объеме суммарных бюджетных расходов регионов учтены расходы Хабаровского края в 2002 году на реализацию указанного выше Закона в сумме 504,2 млн. руб.

В аналогичном порядке осуществляется финансирование расходов в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных платежей гражданам на основании Указа Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235.

В соответствии с вышеназванными законами о героях последним предоставлена льгота в виде освобождения от оплаты коммунальных услуг.

Расходы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, связанных с реализацией Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1, возмещаются местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета Российской Федерации (статья 11 Закона).

Расходы,
связанные с реализацией Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ, финансируются за счет средств бюджетов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Последним Постановлением N 333 от 22.05.2002 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“ и Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, в соответствии с пунктом первым которого расходы, связанные с реализацией указанных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на 2002 год.

С учетом изложенного арбитражным судом правомерно на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ взысканы убытки в сумме 1919325,61 руб., понесенные истцом в апреле - мае 2002 года, с Минфина Хабаровского края, поскольку субъект Российской Федерации не исполнил надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные законом к предмету совместного ведения.

Ссылка заявителя жалобы на то, что указанные убытки подлежат непосредственно возмещению за счет казны Российской Федерации, является ошибочной, поскольку противоречит законодательству, регулирующему правоотношения сторон, и материалам дела.

Арбитражный суд также правомерно отказал во взыскании убытков в оспариваемой сумме за счет средств бюджета муниципального образования, поскольку последнему денежные средства в сумме 1919325,61 руб. не передавались. Согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления несут ответственность за
осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы не имеется.

Определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.01.2003 N Ф03-А73/03-2/169 было приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Хабаровского края от 27.09.2002 до окончания производства в кассационной инстанции, поэтому со дня принятия постановления кассационной инстанцией по жалобе указанное определение утрачивает силу в соответствии с частью 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.09.2002, постановление апелляционной инстанции от 20.11.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5208/2002-4 (АИ-1/1063) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.