Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2003 N Ф03-А73/03-1/232 Иск о возврате излишне взысканной провозной платы правомерно удовлетворен, поскольку начисление провозной платы производится согласно тарифам на перевозку грузов железнодорожным транспортом, в том числе и в международном сообщении, а не по ставке Тарифной политики Российских железных дорог.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 февраля 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/232“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП “ДВЖД“ МПС РФ на решение от 13.11.2002 по делу N А73-8692/2002-33 Арбитражного суда Хабаровского края по иску ОАО “Горинский комплексный леспромхоз“ к ФГУП “ДВЖД“ МПС РФ о восстановлении на лимитированной справке в ТехПД 13560470 рублей.

Открытое акционерное общество “Горинский комплексный леспромхоз“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному унитарному предприятию “Дальневосточная железная дорога“ Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - ФГУП “ДВЖД“, железная дорога) о восстановлении на лимитированной справке в
Хабаровском ТехПД излишне списанной провозной платы в сумме 13560470 рублей.

Решением от 13.11.2002 исковые требования удовлетворены в сумме 13874015 рублей.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ФГУП “ДВЖД“ просит отменить состоявшееся решение как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование ссылается на то, что п. 1 ст. 10 ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“ предусмотрено установление тарифов на перевозку грузов международными договорами. Считает, что Тарифная политика Российских железных дорог имеет силу международного договора и применение установленных в соответствии с ней ставок правомерно.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, настаивал на ее удовлетворении. Представитель истца выразил несогласие с позицией ответчика, просил оставить без изменения состоявшееся по делу решение.

Проверив законность решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для его отмены не установил.

Как следует из материалов дела, истец в 2001 - 2002 годах производил отправку грузов железнодорожным транспортом.

По указанным отправкам железная дорога начислила и списала с лимитированной справки в ТехПД ОАО “Горинский комплексный леспромхоз“ провозную плату по ставкам Тарифной политики Российских железных дорог.

Истец, полагая, что провозная плата должна начисляться согласно ставкам Прейскуранта N 10-01, обратился с претензией к ФГУП “ДВЖД“, в которой просил восстановить на лимитированной справке излишне взысканную провозную плату.

Отклонение претензии ответчиком послужило основанием для обращения ОАО “Горинский комплексный леспромхоз“ в арбитражный суд с настоящим иском.

Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, признал необоснованным начисление ответчиком провозной платы по ставкам Тарифной политики Российских железных дорог, разработанной на базе Тарифной политики государств - участников СНГ, принимаемой на основании Тарифного соглашения от 17.02.1993; указал на
необходимость применения соответствующего тарифа, установленного Прейскурантом N 10-01.

Данный вывод является правильным исходя из нижеследующего.

Согласно ст. 7 Транспортного устава железных дорог РФ тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“ тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с ФЗ “О естественных монополиях“ в порядке, определяемом Правительством РФ.

Исходя из ст. ст. 6, 11 ФЗ “О естественных монополиях“ определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.

В настоящее время тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установлены Прейскурантом N 10-01. Данные тарифы утверждены МАП РФ - органом регулирования естественных монополий.

Тарифное соглашение и принятые на его основе документы не могут устанавливать общеобязательную ставку грузового тарифа, поскольку в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ входит рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, а не их утверждение.

Следовательно, ФГУП “ДВЖД“ необоснованно исчислило провозную плату в соответствии с Тарифной политикой РЖД, в данном случае применению подлежал соответствующий тариф, установленный Прейскурантом N 10-01.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.11.2002 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8692/2002-33 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.