Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.02.2003 N Ф03-А73/03-2/10 Осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, производится как за счет средств бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, при этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг при последующем их возмещении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 февраля 2003 года Дело N Ф03-А73/03-2/10“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ и Министерства финансов Хабаровского края на постановление от 30.10.2002 по делу N А73-1943/2001-19 (АИ-1/677) Арбитражного суда Хабаровского края по иску ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ Хабаровские тепловые сети к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту г. Хабаровска о взыскании 18199356 руб. 86 коп.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 12.02.2003.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ Хабаровские тепловые сети (далее - ОАО ЭиЭ Хабаровскэнерго“) обратилось в
Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту г. Хабаровска о взыскании 18199356 руб. 86 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением ветеранам труда, проживающим в г. Хабаровске, льгот по оплате тепловой энергии, потребленной с 01.10.1998 по 01.01.2001.

В качестве соответчиков по делу привлечены: Администрация Хабаровского края, Финансовый департамент Администрации Хабаровского края, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

В порядке статьи 40 Арбитражного процессуального кодекса РФ (1995 г.) судом произведена замена Администрации Хабаровского края и Финансового департамента Администрации Хабаровского края соответственно на Правительство Хабаровского края и Министерство финансов Хабаровского края.

Определением суда от 17.04.2002 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью “Программы учета“ и муниципальное учреждение “Хозрасчетный расчетно - кассовый центр по обработке коммунальных платежей“.

Решением суда от 28.05.2002 исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ взысканы убытки в сумме 18199356 руб. 86 коп. со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в 1998 - 2000 годы не было осуществлено финансирование расходов, связанных с осуществлением субъектом РФ - Хабаровским краем и муниципальным образованием - г. Хабаровском федеральных полномочий по предоставлению льгот ветеранам труда, проживающим в г. Хабаровске, по оплате тепловой энергии, а в расходах краевого и муниципального бюджетов эти средства не были в законодательном порядке утверждены в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета. В иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от
30.10.2002 решение суда отменено. С казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края в пользу ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ взысканы убытки в сумме 13144757 руб. 55 коп. В остальной части заявленных исковых требований истцу отказано. Удовлетворяя иск за счет казны субъекта РФ в части выпадающих доходов истца от предоставления льгот ветеранам труда по оплате потребленной тепловой энергии за 1998 и 2000 годы, судебная инстанция установила наличие у субъекта РФ - Хабаровского края полномочий по компенсации расходов, возникших от предоставления льгот указанной категории граждан, а также осуществление финансирования на эти цели из федерального бюджета. При этом суд апелляционной инстанции исходил из расчета общей суммы выпадающих доходов за период с 1998 по 2000 годы, предоставленного ООО “Программы учета“ и МУРКЦ, и который составил 19593295 руб. 42 коп.

В то же время, отказывая в иске на сумму 6448537 руб. 87 коп., составляющую убытки от предоставления льгот ветеранам труда за 1999 год, апелляционная инстанция указала, что выпадающие доходы ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ от предоставления населению края льгот и субсидий по оплате за отопление и горячее водоснабжение были учтены в полном объеме при утверждении тарифов на тепловую энергию на 1999 год.

Законность постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационным жалобам ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ и Министерства финансов Хабаровского края.

В кассационной жалобе ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ выражает несогласие с постановлением апелляционной инстанции в части отказа во взыскании убытков от предоставления льгот ветеранам труда в 1999 году. В обоснование доводов жалобы истец указывает, что судом неполно исследованы доказательства, имеющиеся в материалах
дела, и которые свидетельствуют, что выпадающие доходы от предоставления льгот были включены в тарифы на тепловую энергию только в период с августа по декабрь 1999 года.

Кроме того, суд необоснованно принял расчет убытков в сумме 19593295 руб. 42 коп., так как в этом расчете содержатся начисления только по жилью, находящемуся в муниципальной собственности, и не учтены расходы по кооперативному жилью. В связи с этим заявитель делает вывод, что судом должен взят за основу расчет, в котором учитывается в целом вышеназванное жилье, и убытки в нем рассчитаны в сумме 20622875 руб. 06 коп.

С учетом доводов жалобы истец просит отменить судебный акт в обжалуемой части и направить дело на новое рассмотрение. Доводы и требования кассационной жалобы поддержаны представителем ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ в заседании суда.

Министерство финансов Хабаровского края в кассационной жалобе и его представитель в судебном заседании возражает против возложения ответственности на казну Хабаровского края в части взыскания убытков, вызванных в результате предоставления льгот по оплате тепловой энергии ветеранам труда. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что решение суда о возложении обязанности на Министерство финансов Хабаровского края по возмещению ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ выпадающих доходов противоречит пункту 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“, статье 1064 Гражданского кодекса РФ, статьям 85, 136 Бюджетного кодекса РФ, так как со стороны федеральных органов государственной власти имело место нарушение порядка разграничения и закрепления расходных полномочий, поскольку на финансирование расходов, имеющих целевой характер, средства из федерального бюджета должны передаваться в форме субвенций и субсидий. Средства федерального бюджета, передаваемые Хабаровскому краю в виде трансфертов, израсходованы последним по целевому назначению
на выплату заработной платы, а финансирование мероприятий по Закону “О ветеранах“ осуществлялось за счет средств краевого бюджета, поэтому у суда апелляционной инстанции не было оснований для взыскания спорной суммы за счет казны Хабаровского края и ее следовало взыскать за счет средств Российской Федерации. В части отказа в удовлетворении иска представитель Министерства финансов Хабаровского края согласился с выводами апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ (2002 г.) Министерством финансов РФ в лице его представителя и Финансовым департаментом Администрации г. Хабаровска в лице его представителя представлены отзывы на кассационные жалобы, которые поддержаны в заседании суда кассационной инстанции.

Правительство Хабаровского края и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда участия не принимали, отзывы на кассационные жалобы не представили.

Рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.

Как видно из материалов дела, ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ в лице подразделения “Хабаровские тепловые сети“, в период с 01.10.1998 по 01.01.2001 за счет собственных средств предоставляло услуги гражданам - ветеранам труда, по оплате тепловой энергии с учетом льготной скидки в размере 50% на основании Федерального закона “О ветеранах“, в результате чего акционерным обществом недополучены доходы в сумме 18199356 руб. 86 коп.

Требования истца в названной сумме по настоящему делу возникли в связи с отказом Администрации г. Хабаровска и Финансового департамента г. Хабаровска в возмещении обществу указанных расходов по мотиву того, что их компенсация производится за счет соответствующих средств бюджетов Российской Федерации и Хабаровского края, которые не обеспечили выделение средств на реализацию
льгот, установленных действующим законодательством.

Арбитражный суд апелляционной инстанции на основе всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств правомерно отказал во взыскании убытков за счет средств бюджета муниципального образования г. Хабаровска, поскольку денежные средства на финансирование данных расходов бюджету г. Хабаровска не выделялись. Согласно пункту 2 статьи 49 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Также соответствует обстоятельствам дела, основан на нормах права и вывод судебной инстанции о возложении обязанности по возмещению ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ убытков от реализации льгот ветеранам труда по оплате тепловой энергии за счет средств бюджета Хабаровского края.

Пунктом “ж“ части 1 статьи 72 Конституции РФ предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, включая установление льгот, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Это же положение закреплено в пункте 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, а Федеральным законом “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ (действующих в соответствующий период времени) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Статья 10 Федерального закона “О ветеранах“ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот,
предоставленных ветеранам, производится как за счет средств бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом за счет последних производятся расходы, в том числе на оплату коммунальных услуг (подпункт 2 “б“ пункта 1 статьи 10 Закона) при последующем возмещении данных расходов.

Пунктом 2 статьи 10 настоящего Закона определено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.

Судом апелляционной инстанции правомерно на основании оценки представленных сторонами доказательств установлено, что денежные средства в 1998 - 2000 годах на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ Хабаровскому краю были переданы в полном объеме, что подтверждается приложениями NN 12, 22, 23 к федеральным законам “О федеральном бюджете на 1998 - 2000 годы“, актами сверок по межбюджетным отношениям, составленным по состоянию на 01.01.1999, 01.01.2000 и на 01.01.2001 между Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю и Финансовым департаментом Администрации Хабаровского края (в настоящее время - Министерство финансов Хабаровского края), из содержания которых следует, что из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ денежные средства в Хабаровский край поступили в полном объеме в соответствии с размерами трансфертов, определенными как федеральными законами о федеральных бюджетах на соответствующие годы, так и законодательством Хабаровского края о бюджете, отчетах об исполнении бюджетов.

Следовательно, суд апелляционной инстанции обоснованно в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ указал в постановлении, что убытки за 4 квартал 1998 года и 2000 год подлежат взысканию за счет казны Хабаровского края, поскольку субъект РФ не исполнил
надлежащим образом государственные полномочия, отнесенные законом к предмету совместного ведения.

Вместе с тем следует признать ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о взыскании убытков за указанный период в сумме 13144757 руб. 55 коп., которая рассчитана судом исходя из расчета суммы выпадающих доходов за предоставленную льготную скидку в оплате за тепловую энергию, сделанного ООО “Программы учета“ на общую сумму 19593295 руб. 42 коп.

Из материалов дела видно, что истцом заявлены материально - правовые требования о взыскании убытков с 01.01.1998 по 01.01.2001 в сумме 18199356 руб. 86 коп. на основании предоставленной сводной ведомости, из которой усматривается, что убытки составили за 4 квартал 1998 года - 1651194 руб. 91 коп. и за 2000 год - 11764388 руб. В дальнейшем акционерное общество не изменяло размер исковых требований. Поэтому суду следовало взыскать убытки за 4 квартал 1998 года и 2000 год исходя из суммы заявленного иска, которая составляет 13415582 руб. 91 коп. Поэтому постановление апелляционной инстанции в данной части подлежит изменению.

Кроме того, вывод апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении требований истца в части взыскания убытков, образовавшихся в связи с предоставлением ветеранам труда при выходе на пенсию льгот по оплате тепловой энергии, потребленной в 1999 году, является необоснованным, поскольку сделан без надлежащего исследования, оценки обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Обосновывая свой вывод, суд сослался на письмо председателя региональной энергетической комиссии N 8/9-6615 от 19.11.1999 и пункт 12 протокола РЭК от 27.07.1999 N 44, из которых следует, что выпадающие доходы ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ от предоставления населению льгот и субсидий по оплате за отопление и горячее водоснабжение учтены в полном объеме
при утверждении тарифов на энергию в 1999 году. При этом суд в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ не проверил доводы истца о том, что ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ лишь во втором полугодии 1999 года по собственной инициативе в тарифах на тепловую энергию учло выпадающие доходы от предоставления льгот. В материалах дела (т. 4 л. д. 46, 47) имеются письма Администрации Хабаровского края (комитет по политике цен) и ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“, из которых усматривается, что в тарифах на тепловую энергию с 01.08.1999 были учтены выпадающие доходы от предоставления льгот и субсидий, в связи с чем истцом была списана дебиторская задолженность и отнесена на убытки (сводная ведомость - т. 2 л. д. 45).

Следовательно, выводы апелляционной инстанции в данной части не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, что является основанием для отмены судебного акта в этой части и направлении дела на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо устранить отмеченные недостатки и с учетом норм права решить вопрос о правомерности заявленных требований истца о взыскании убытков за 1999 год.

Суду апелляционной инстанции в ходе нового рассмотрения также необходимо решить вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение кассационной жалобы.

При принятии кассационной жалобы к производству было удовлетворено ходатайство Министерства финансов Хабаровского края и приостановлено исполнение постановления апелляционной инстанции до окончания производства в кассационной инстанции, о чем вынесено определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.01.2003, которое подлежит отмене.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 283, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 30.10.2002 по делу N
А73-1943/2001-19 (АИ-1/677) Арбитражного суда Хабаровского края изменить.

Взыскать с казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края в пользу ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ Хабаровские тепловые сети убытки в сумме 13415582 руб. 91 коп.

Это же постановление в части отказа в удовлетворении иска ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ Хабаровские тепловые сети в сумме 6448537 руб. 87 коп. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.

Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.01.2003 отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.