Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.02.2002 N Ф03-А73/02-1/130 Иск о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате тепловой энергии, правомерно удовлетворен за счет казны субъекта Российской Федерации, поскольку денежные средства в бюджет муниципального образования не выделялись.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 февраля 2002 года Дело N Ф03-А73/02-1/130“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Финансового департамента Администрации Хабаровского края на постановление от 05.12.2001 по делу N А73-1945/2001-19 (АИ-1/668) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ, Администрации Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации Хабаровского края о взыскании 25877 руб. 59 коп.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г.
Хабаровска о взыскании 25877 руб. 59 коп., составляющих затраты, понесенные в связи с предоставлением участникам боевых действий в Чечне, проживающим в г. Хабаровске, льгот по оплате теплоэнергии за период с 01.10.1998 по 01.01.2001.

Определением суда от 24.04.2001 в порядке статьи 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Администрация Хабаровского края и Финансовый департамент Администрации Хабаровского края.

Решением от 26.06.2001 исковые требования истца удовлетворены. Сумма 25877 руб. 59 коп. взыскана судом с Финансового департамента г. Хабаровска со ссылкой на статьи 16, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 и постановления главы Администрации Хабаровского края от 15.01.1998 N 156, от 17.06.1999 N 259 и от 03.05.2000 N 150.

Определением апелляционной инстанции от 19.10.2001 в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Администрации Хабаровского края.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2001 решение суда первой инстанции отменено и сумма 25877 руб. 59 коп. взыскана с Финансового департамента Хабаровского края, ввиду того, что в бюджете Хабаровского края на 1998 - 2000 года не предусматривалось выделение финансовых средств муниципальному образованию г. Хабаровска для возмещения истцу расходов по оплате льгот за теплоэнергию участникам боевых действий в Чечне.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 171 - 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании кассационной жалобы Финансового департамента Администрации Хабаровского края, в которой он просит отменить решение и постановление, считая, что судом первой инстанции
нарушены процессуальные нормы, спор рассмотрен единолично судьей, тогда как предмет требований составляет признание незаконным действий (бездействии) органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе издания не соответствующего закону акта, поэтому дело следовало рассматривать, согласно п. 1 ст. 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегиально.

Кроме того, по мнению заявителя жалобы, апелляционной инстанцией неправильно сделан вывод о том, что муниципальному образованию г. Хабаровска в 1998 - 2000 годах не выделялись денежные средства на возмещение убытков предприятиям, оказывающим жилищно - коммунальные услуги. Он противоречит ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления“, поскольку на основании законов Хабаровского края о бюджетной системе на 1998, 1999, 2000 годы финансовые средства Администрации г. Хабаровска выделялись в виде нормативов отчисления от федеральных и региональных налогов.

В заседании суда представитель Администрации Хабаровского края поддержал доводы, изложенные в жалобе, и просил отменить судебные акты.

Представители Администрации г. Хабаровска, Финансового департамента Администрации г. Хабаровска и Министерства финансов РФ с жалобой не согласились и просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.

Материалами дела установлено, что спор возник об истребовании открытым акционерным обществом энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ недополученных доходов в сумме 25877 руб. 59 коп., образовавшихся в результате предоставления участникам боевых действий в Чечне, уволенных в запас, льгот по оплате тепловой энергии в период с 01.10.1998 по 01.01.2001 в связи с реализацией за свой счет Законов Хабаровского края “О краевой целевой программе “Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми“ от 27.02.1998 N
17, от 29.01.1999 N 93, от 26.01.2000 N 182.

Основанием обращения истца в суд явился отказ Администрации г. Хабаровска от возмещения выпадающих доходов в указанной сумме.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ на основании постановлений главы Администрации Хабаровского края N 156 от 15.04.1998, N 239 от 17.06.1999, N 150 от 03.05.2000, где предусматривалось, что выпадающие доходы предприятий компенсируются за счет средств бюджетов муниципального образования.

Однако данный вывод суда апелляционной инстанцией правомерно признан необоснованным, так как краевая целевая программа по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан - включена в перечень краевых программ, утвержденных Законом Хабаровского края “О краевых целевых программах“ от 27.06.1996 N 60, в соответствии с которым финансирование программы осуществляется путем выделения государственному заказчику целевым назначением бюджетных средств, необходимых для ее выполнения, в тех объемах, которые предусмотрены в Законе о краевом бюджете.

Законами Хабаровского края “О краевой целевой программе “Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1998 год“, “О краевой целевой программе “Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 1999 год“ предусмотрен заказчиком Департамент социальной защиты населения Администрации Хабаровского края и Законом “О краевой целевой программе “Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на 2000 год“ - Администрация Хабаровского края. Статья 13 Закона о краевых целевых программах предусматривает, что взаимоотношения государственного заказчика по порядку и размеру финансирования с исполнителями работ, к которым могут относиться и органы местного самоуправления, устанавливаются договором. Как свидетельствуют имеющиеся в деле документы, договоры между государственным заказчиком и Администрацией г. Хабаровска не заключались.

Статья
86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, производится путем финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Администрацией Хабаровского края не представлено доказательство, что органам местного самоуправления города Хабаровска в 1998 - 2000 годах передавались полномочия и финансовые средства на реализацию краевых не целевых программ, как это предусмотрено в порядке ст. ст. 36, 38 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В бюджете Хабаровского края отсутствуют данные о том, что предусматривались расходы на покрытие убытков ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“, связанные с выполнением краевых целевых программ. Следовательно, вывод апелляционной инстанции о том, что они не финансировались, и ответственность за неисполнение краевого законодательства должны нести органы государственной власти Хабаровского края, обоснован и подтвержден материалами дела.

Статьей 4 (п. 3) ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по возмещению расходов, связанных с исполнением отдельных государственных полномочий только в пределах средств, выделенных им в качестве компенсаций соответствующими органами государственной власти.

Доводы Финансового департамента Администрации Хабаровского края о том, что муниципальному образованию г. Хабаровска передавались финансовые средства для производства расходов, возложенных на него краевыми законами, не подтверждены материалами дела.

Согласно ст. 7 ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ к собственным доходам местных бюджетов относятся доли федеральных налогов: часть подоходного налога на физических лиц в пределах не менее 50% и часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%. По Закону РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ в 1998 году ставка налога на
прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, составила 13%, а зачисляемая в федеральный бюджет субъекта РФ - 22%. Контингент составил 35%. Для города Хабаровска Законом Хабаровского края установлен норматив, а не доля налога на прибыль 14,3% от всего контингента, что составляет долю в размере 5%, норматив по подоходному налогу - 50%, что соответствует минимальным долям, установленным федеральным законодательством.

С 01.04.1999 ставка налога на прибыль, зачисляемая в федеральный бюджет, составила 11%, а в бюджеты субъекта РФ - 19%, для города Хабаровска установлен норматив, а не доля, налога на прибыль в размере 21,8% от 30% контингента, что составило долю - 6,5%, норматив по подоходному налогу - 60%.

В 2000 году ставки налога на прибыль оставались прежними, как было установлено с 01.04.1999, но норматив по указанному налогу установлен 34,4%, от суммы налога, зачисляемого в консолидированный бюджет края, то есть от ставки 19%, доля города - 6,5%. По подоходному налогу ставка налога, зачисляемая, в федеральный бюджет, составила 16%, в бюджет субъекта РФ - 84%. Норматив подоходного налога, зачисляемого в бюджет города - 60% от суммы налога, зачисляемого в консолидированный бюджет края, что является и долей.

Кроме того, обоснованно не приняты во внимание апелляционной инстанцией доводы Финансового департамента Хабаровского края и по поводу того, что в 1999 году бюджету города Хабаровска выделялись на основании Закона Хабаровского края “О бюджетной системе Хабаровского края“ и решения Хабаровской городской Думы от 27.04.1999 N 295 денежные средства из фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований Хабаровского края в размере 8,573%, что в денежном выражение составило 116081 тыс. руб., так как из представленных Администрацией города Хабаровска
уведомлений усматривается, что ни один из платежей по трансферту не предназначался для реализации краевых государственных программ.

Неосновательны возражения Финансового департамента Администрации Хабаровского края и по поводу того, что Администрацией г. Хабаровска выделялись из бюджета субъекта федерации денежные средства для выполнения государственных полномочий в виде взаимозачетов по расчетам, поскольку этот вопрос не был предметом обсуждения в суде первой и апелляционной инстанций. Также к кассационной жалобе ответчиком не представлены документы в обоснование своего заявления о том, что суммы по взаимозачетам, проводимым в 1999 - 2000 годах предназначались для финансирования указанных Законов Хабаровского края.

Поскольку факт незаконных действий со стороны Администрации города Хабаровска в неисполнении Законов Хабаровского края “О краевой целевой программе “Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми“ материалами дела не подтвержден, апелляционная инстанция обоснованно взыскала с Финансового департамента Администрации Хабаровского края за счет казны субъекта федерации денежные средства в сумме 25877 руб. 59 коп., составляющие затраты, понесенные ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ в связи с предоставлением участникам боевых действий в Чечне, проживающим в городе Хабаровске, льгот до оплате тепловой энергии за период с 01.10.1998 по 01.01.2001.

Возражения Финансового департамента Администрации Хабаровского края по поводу того, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права при рассмотрении данного дела не коллегиально, необоснованны, так как ч. 1 ст. 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает рассмотрение в первой инстанции коллегиально только дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве).

Судом рассматривался спор о возмещении убытков, поэтому его рассмотрение судьей единолично не противоречит статье 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 05.12.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1945/2001-19 (АИ-1/668) оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового департамента Администрации Хабаровского края - без удовлетворения.