Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.01.2002 N Ф03-А04/01-2/2788 Отчетный и налоговый периоды по налогу на игорный бизнес составляют один календарный месяц, так как налоговая база по налогу определяется ежемесячно, и по итогам года корректировка налога, подлежащего уплате, не производится.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 января 2002 года Дело N Ф03-А04/01-2/2788“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Благовещенску на решение от 11.10.2001, постановление от 26.11.2001 по делу N А04-2217/01-1/136 Арбитражного суда Амурской области по иску общества с ограниченной ответственностью “Холидэй“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Благовещенску о признании недействительным решения N 258 от 20.08.2001, по встречному иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Благовещенску к обществу с ограниченной ответственностью “Холидэй“ о взыскании
штрафа в сумме 17500 рублей.

Общество с ограниченной ответственностью “Холидэй“ (далее - ООО “Холидэй“) обратилось к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Благовещенску (далее - инспекция по налогам и сборам) с иском о признании недействительным решения N 258 от 20.08.2001. Инспекция по налогам и сборам заявила встречный иск о взыскании с ООО “Холидэй“ налоговых санкций в размере 17500 рублей, начисленных по оспариваемому решению.

Решением Арбитражного суда Амурской области от 11 октября 2001 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26 ноября 2001 года, исковые требования ООО “Холидэй“ удовлетворены, во встречном иске инспекции по налогам и сборам отказано. Обе судебные инстанции пришли к выводу, что налоговым периодом по налогу на игорный бизнес в 2001 году являлся один год. Изменения в Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес“, внесенные Федеральным законом от 12.02.2001 N 8-ФЗ, вступят в законную силу только с 01.01.2002, следовательно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для перерасчета в июне 2001 года налога на игорный бизнес по ставкам, установленным Федеральным законом “О налоге на игорный бизнес“ в редакции от 12.02.2001 N 8-ФЗ.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, вследствие ошибочного толкования Федерального закона “О налоге на игорный бизнес“ от 31.07.1998, судом сделан неправильный вывод о том, что налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является год. В отзыве на кассационную жалобу ООО “Холидэй“ отклоняет требования инспекции по налогам и сборам, считает принятые по делу судебные акты
законными и обоснованными, так как кроме неправомерного распространения налоговым органом действия Федерального закона “О налоге на игорный бизнес“ от 12.02.2001 N 8-ФЗ на правоотношения сторон, возникшие в июне 2001 года, им также не учтено, что ООО “Холидэй“ является субъектом малого предпринимательства, следовательно, повышение ставок налога создает для его деятельности менее благоприятные условия, поэтому и по данному основанию указанный Федеральный закон применению не подлежит.

Стороны извещены о времени и месте судебного заседания, но в рассмотрении кассационной жалобы участия не принимали.

Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная проверка деятельности ООО “Холидэй“ за июнь 2001 года, в ходе которой установлено занижение налога на игорный бизнес. 20.08.2001 налоговым органом принято решение N 258 о привлечении ООО “Холидэй“ за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в сумме 17500 рублей.

Данным решением также предложено ООО “Холидэй“ в добровольном порядке уплатить доначисленный налог в размере 87500 рублей.

Из расчета налога на игорный бизнес за июнь 2001 года, представленного в налоговый орган ООО “Холидэй“, следует, что ООО “Холидэй“ исчислило налог за июнь 2001 года по ставкам, установленным Федеральным законом “О налоге на игорный бизнес“ от 31.07.1998 N 142-ФЗ, с учетом Закона Амурской области от 26.04.1999 N 144-ОЗ “О ставках налога на игорный бизнес на территории Амурской области“, исходя из ставки, установленной на год, - 300 минимальных размеров оплаты труда за каждый игровой стол.

Принимая решение о доначислении налога в размере 87500 рублей, инспекция по налогам и сборам исходила из того, что в июне 2001
года действовала новая редакция указанного выше Федерального закона, так как 12.02.2001 принят Федеральный закон N 8-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес“, в соответствии с которым минимальный размер ставок налога в месяц за каждый игровой стол составляет 200 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ).

Согласно статье 3 данного Федерального закона, он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на игорный бизнес.

Вывод арбитражного суда обеих инстанций о том, что налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является год, следовательно, изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес“, вступят в законную силу только с 01.01.2002, является ошибочным.

Действительно, в редакции Федерального закона “О налоге на игорный бизнес“ от 31.07.1998 понятие налогового периода отсутствовало, данное понятие введено указанным выше Федеральным законом N 8-ФЗ от 12.02.2001 в статье 4.1. Вместе с тем, Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес“ вступил в законную силу до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и соответствовал действовавшему на тот период времени налоговому законодательству.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона “О налоге на игорный бизнес“, в редакции от 31.07.1998, минимальный размер ставок установлен на год, расчет налога представляется ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата сумм налога производится ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы установленного налога по единой ставке.

В связи с вышеизложенным, так как налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется ежемесячно,
по итогам года корректировка налога, подлежащего уплате, не производится, уточненные расчеты не представляются, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания считать налоговым периодом по данному виду налога календарный год, а ежемесячные платежи расценивать как авансовые. В данном случае, отчетный и налоговый периоды составляют один календарный месяц.

Таким образом, арбитражным судом неверно истолкованы нормы статьи 55 НК РФ, в соответствии с которой под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес“ от 12.02.2001 N 8-ФЗ опубликован 15.02.2001. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Так как налоговым периодом по налогу на игорный бизнес и до принятия Федерального закона N 8-ФЗ от 12.02.2001 являлся календарный месяц, то в редакции от 12.02.2001 Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес“ N 8-ФЗ вступил в силу с 01.04.2001.

Таким образом, начиная с 01.04.2001 ООО “Холидэй“ при исчислении налога на игорный бизнес следовало руководствоваться, при отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с вышеуказанным Законом, минимальными размерами ставок налога, установленными пунктом 2 статьи 5 Федерального закона “О налоге на игорный бизнес“ в редакции
от 12.02.2001.

При изложенных выше обстоятельствах у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для признания действий налогового органа по доначислению ООО “Холидэй“ за июнь 2001 года налога на игорный бизнес по ставкам, установленным пунктом 2 статьи 5 Федерального закона “О налоге на игорный бизнес“ от 12.02.2001 N 8-ФЗ неправомерными, в связи с чем удовлетворение исковых требований ООО “Холидэй“ является ошибочным.

Доводы ООО “Холидэй“ о том, что указанный Федеральный закон не подлежит применению, так как создает для него менее благоприятные условия хозяйствования, являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона “О налоге на игорный бизнес“ сумма налога включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности. Следовательно, увеличение ставки по налогу на игорный бизнес влечет увеличение размера данного налога, но не создает автоматически менее благоприятные условия хозяйствования, вследствие чего абзац второй части первой статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, согласно которому субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, в случае, если изменение налогового законодательства создает для них менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями налогообложения, применению не подлежит.

Так как налог на игорный бизнес инспекцией по налогам и сборам ООО “Холидэй“ за июнь 2001 года доначислен обоснованно, то имело место его неправильное исчисление налогоплательщиком, что в силу пункта 1 статьи 122 НК РФ является основанием для привлечения ООО “Холидэй“ к налоговой ответственности и взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Исходя из
вышеизложенного, исковые требования инспекции по налогам и сборам о взыскании с ООО “Холидэй“ штрафа в размере 17500 рублей, составляющих 20% от неуплаченной суммы налога - 87500 рублей, являются правомерными и подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины по основному и встречному искам, за рассмотрение дела в апелляционной и кассационной инстанциях в полном объеме следует возложить на ООО “Холидэй“. С учетом того, что государственная пошлина по иску в сумме 1000 рублей возвращена ООО “Холидэй“, что подтверждается справкой (л. д. N 47), следует взыскать государственную пошлину по иску 1800 рублей (1000 рублей - по основному иску и 800 рублей - по встречному иску), а также по апелляционной и кассационной жалобе по 900 рублей за каждую - всего 3600 рублей.

Руководствуясь статьями 174 - 177, 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.10.2001, постановление апелляционной инстанции от 26.11.2001 по делу N А04-2217/01-1/136 Арбитражного суда Амурской области отменить, кассационную жалобу удовлетворить.

В удовлетворении исковых требований ООО “Холидэй“ о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Благовещенску N 258 от 20.08.2001 отказать.

Встречный иск Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Благовещенску удовлетворить. Взыскать с ООО “Холидэй“ в доход бюджета штраф в сумме 17500 рублей.

Взыскать с ООО “Холидэй“ в федеральный бюджет государственную пошлину по иску, апелляционной и кассационной жалобам в общей сумме 3600 рублей.

Исполнительные листы выдать Арбитражному суду Амурской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.