Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.12.2001 N Ф03-А73/01-2/2547 Иск управления Федерального казначейства о взыскании штрафных санкций правомерно удовлетворен, поскольку ответчиком допущено нецелевое использование бюджетных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 декабря 2001 года Дело N Ф03-А73/01-2/2547“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Дальневосточного тылового таможенного поста на решение от 22.08.2001, постановление от 17.10.2001 по делу N А73-5047/2001-22 (АИ-1/849) Арбитражного суда Хабаровского края по иску Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю к Дальневосточному тыловому таможенному посту, 3-е лицо: Контрольно - ревизионное управление Министерства финансов РФ в Хабаровском крае, о взыскании 21832 рублей 68 копеек.

Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Дальневосточному тыловому таможенному посту о взыскании штрафных санкций в сумме
21832 рублей 68 копеек за нецелевое использование бюджетных средств в 1999 - 2000 годах.

В качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований на стороне истца Управление Федерального казначейства привлекло Контрольно - ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Хабаровском крае (КРУ).

Решением от 22.08.2001 исковые требования истца удовлетворены частично в сумме 21442 рублей 41 копейки.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2001 решение оставлено без изменения.

Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 171 - 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании кассационной жалобы Дальневосточного тылового таможенного поста, в которой ответчик просит отменить решение и постановление, так как считает, что судом нарушены нормы процессуального и материального права.

В заседании суда Дальневосточный тыловой таможенный пост поддержал доводы, изложенные в жалобе, что Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01.01.2000, не предусматривает имущественную ответственность в виде уплаты штрафа за нецелевое использование бюджетных средств, поэтому на основании статьи 54 Конституции Российской Федерации, несмотря на то, что нарушение бюджетного законодательства произошло в 1999 - 2000 годах, должны применяться нормы нового закона.

Кроме того, ответчик считает, что не допустил нарушений по расходу бюджетных средств.

Из материалов дела установлено, что в мае - июне 2000 года Контрольно - ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации в Хабаровском крае произведена проверка финансово - хозяйственной деятельности Дальневосточного тылового таможенного поста за 1999 год и четыре месяца 2000 года.

По результатам проверки КРУ составлен акт от 08.06.2000, из которого установлено, что ответчиком допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 47807 рублей по кодам 110710, 110360 и 130380.

Судебными инстанциями Арбитражного суда Хабаровского края правильно
дана оценка представленным документам и обоснованно признан факт нарушения Дальневосточным тыловым таможенным постом бюджетного законодательства по оплате детских путевок в летний оздоровительный лагерь в 1999 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.1999 N 423 “Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 1999 году“ и Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации N 15 от 15.04.1999 “О финансировании детской оздоровительной кампании в 1999 году“ предусмотрено, что источником финансирования оздоровительного отдыха детей в 1999 году являлись средства социального страхования. Такие средства в 1999 году ответчику выделялись в сумме 15946 рублей, что подтверждено в отчете об исполнении сметы расходов бюджетных средств по состоянию на 01.01.2000 по коду экономической классификации расходов 110210 (страховые взносы в фонд социального страхования). Дополнительно 5691 рублей, предназначенных на компенсацию за лечение, Дальневосточным тыловым таможенным постом израсходовано на приобретение путевок из бюджетных средств по коду 130380.

Бюджетные средства по данному коду предназначены на возмещение затрат на оказанную медицинскую помощь сотрудникам таможенных органов и членам их семей в тех случаях, когда ее объем превышает объем, предусмотренный территориальной программой обязательного медицинского страхования, что предусмотрено Федеральным законом “О службе в таможенных органах“.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24.12.1997 “О порядке медицинского обслуживания должностных лиц таможенных органов и организаций, подведомственных ГТК России“ и Инструкцией о санаторно - курортном обеспечении в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК Российской Федерации от 03.11.1997 N 654, не установлен порядок приобретения детских путевок в летние оздоровительные лагеря.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Государственного таможенного комитета РФ N 637 издан 24.10.1997, а не 24.12.1997.

Правомерно судом признано нецелевым использованием
бюджетных средств оплата в сумме 40000 рублей с кода экономической классификации 110710 (оплата содержания помещений) за изготовление телескопических ворот с электроприводом.

По данному коду в 1999 году ответчику выделено 379300 рублей. Расходы по изготовлению и установке ворот не должны финансироваться за счет указанных средств, так как согласно пунктам 45 и 50 Положения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 34н от 29.07.1998, все материальные средства стоимостью более 100-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда на дату их приобретения относятся к основным средствам. Минимальный размер месячной оплаты труда в 1999 году составлял 89 рублей 49 копеек (100-кратный 8949 рублей), сумма, оплаченная ответчиком за ворота - 40000 рублей, поэтому финансирование на изготовление и установку ворот должно производиться по коду бюджетной классификации расходов 240000 (капитальные вложения в основной фонд).

Нецелевое использование денежных средств в сумме 2116 рублей на ремонт видеокамеры из затрат, выделенных по коду 110360 на оплату мебели и прочего инвентаря, Дальневосточной тыловой таможенный пост не оспаривает.

Поскольку факт нецелевого использования бюджетных средств подтвержден материалами проверки, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю правомерно начислило и предъявило к оплате штраф в сумме 21442 рублей 41 копейки, предусмотренный статьями 60 и 75 федеральных законов “О федеральном бюджете на 1999 год“ и “О федеральном бюджете на 2000 год“ соответственно.

Ссылаясь на положение статьи 54 Конституции Российской Федерации, ответчик сделал вывод, что после введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации (то есть после 01.01.2000), нормы Указа Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556, предусматривающие наложение штрафа за использование бюджетных средств не
по целевому назначению, не могут применяться, поскольку ответственность за такое правонарушение Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Между тем Дальневосточным тыловым таможенным постом не учтены положения пункта 7 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации“, предусматривающего порядок применения нормативно - правовых актов Президента Российской Федерации, изданных до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 60 и 75 Федеральных законов “О федеральном бюджете на 1999 год“ и “О федеральном бюджете на 2000 год“, устанавливающих с 01.01.1999 и с 01.01.2000 ответственность предприятий и организаций за нецелевое использование бюджетных средств.

При изложенных обстоятельствах судебные акты Арбитражного суда Хабаровского края не подлежат отмене, поскольку все заявленные сторонами требования были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку.

Обстоятельств, опровергающих правильность принятых решения и постановления, в кассационной жалобе не содержится, поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.08.2001 и постановление от 17.10.2001 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-5047/2001-22 (АИ-1/849) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.