Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.09.2001 N Ф03-А73/01-2/1733 Основанием для изъятия имущества в связи с изъятием земельного участка, то есть первоочередным документом, является решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается в административном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 19 сентября 2001 года Дело N Ф03-А73/01-2/1733“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Администрации г. Хабаровска на решение и постановление от 27.04.2001, 03.07.2001 по делу N А73-2219/2001-7 Арбитражного суда Хабаровского края по иску федерального государственного унитарного горно-геологического предприятия “Хабаровскгеология“ к Администрации г. Хабаровска о признании недействительным постановления N 193 от 11.03.2001.

Федеральное государственное унитарное горно-геологическое предприятие “Хабаровскгеология“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска о признании недействительным ее постановления N 193 от 11.03.2001 “Об изъятии земельного участка по ул. Лермонтова в Центральном районе г.
Хабаровска для муниципальных нужд“, в соответствии с которым

- у федерального государственного горно-геологического предприятия “Хабаровскгеология“ изъят для муниципальных нужд земельный участок, предоставленный ему в 1993 году, с прекращением права бессрочного пользования земельным участком (п. п. 1, 2, 3);

- предписано Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска произвести возмещение стоимости не завершенного строительством объекта.

Решением суда от 27.04.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2001, иск удовлетворен со ссылкой на то, что недвижимость в жилищной сфере - не завершенный строительством жилой дом, принадлежащий предприятию “Хабаровскгеология“, не подлежит изъятию без согласия собственника.

На этом основании суд признал незаконным решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

Определением от 15.05.2001 приняты меры по обеспечению исполнения решения, которое оставлено без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2001.

В кассационной жалобе Администрация г. Хабаровска просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции со ссылкой на неправильное применение норм материального права.

При этом заявитель считает, что суд ошибочно признал недвижимостью не завершенный строительством жилой дом и соответственно сделал неправильный вывод о прекращении прав истца на этот объект в связи с изъятием земли.

Кроме того, ответчик ссылается на неприменение судом Закона Хабаровского края “О регулировании земельных отношений на территории Хабаровского края“ и соответственно неправильный вывод суда об отсутствии у ответчика права на изъятие земли для муниципальных нужд.

Далее, в кассационной жалобе приводятся доводы, по которым ответчик считает неправильным вывод суда о том, что строительство муниципального жилья не относится к муниципальным нуждам.

Проверив законность решения и постановления, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене с передачей дела на новое рассмотрение.

Как следует из
материалов дела, постановлением главы Администрации г. Хабаровска N 400/9 30.03.1993 Хабаровскому государственному горно-геологическому предприятию (оно же - федеральное государственное унитарное горно-геологическое предприятие “Хабаровскгеология“) предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 1,015 га для строительства девятиэтажного 140-квартирного жилого дома в Центральном районе по ул. Лермонтова со сносом домов NN 73, 75.

Постановлением мэра города Хабаровска N 193 от 11.03.2001 земельный участок изъят у предприятия “Хабаровскгеология“ для муниципальных нужд с возмещением стоимости не завершенного строительством объекта.

Признавая недействительным данное постановление, суды обеих инстанций исходили из невозможности принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере.

Между тем согласно статье 10 Закона “Об основах федеральной жилищной политики“ принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается, если иное не предусматривается законом или иным соглашением сторон. Принудительное изъятие недвижимости по основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия собственника может проводиться лишь на основе решения суда или арбитражного суда.

В статье 235 Гражданского кодекса РФ закреплены основания, по которым имущество может быть принудительно изъято у собственника, в том числе отчуждение имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, основанием для изъятия имущества, то есть первоочередным документом, является решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается в административном порядке.

В рассматриваемом случае постановление N 193 направлено на изъятие земли для муниципальных нужд и не касается вопросов изъятия имущества у предприятия “Хабаровскгеология“.

Кроме того, из материалов дела невозможно достоверно установить, какой объем работ по строительству жилого дома выполнен истцом и можно ли возведенные конструкции (объем строительных работ) отнести к
недвижимости в жилищной сфере.

Согласно статье 1 Закона “Об основах федеральной жилищной политики“ недвижимость в жилищной сфере - это недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодных для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

Данный вопрос подлежит проверке.

Далее, согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Так, из статей 13, 15 Закона Хабаровского края “О регулировании земельных отношений на территории Хабаровского края“ землепользование прекращается, в том числе с изъятием земель для государственных и муниципальных нужд с обязательным возмещением потерь сельскохозяйственного производства и убытков землепользователям, включая упущенную выгоду. Изъятие земель производится по решению администрации края либо органа местного самоуправления, которое может быть обжаловано землепользователем в суд.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, право на изъятие земли обусловлено наличием муниципальных нужд.

Согласно статье 53 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных, муниципальных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Доводы администрации города о строительстве муниципального жилья на спорном участке не подтверждены бесспорными доказательствами. Судебные инстанции не исследовали данный вопрос. Ссылка
суда на то, что строительство жилого дома за счет бюджетного финансирования не относится к муниципальным нуждам, является ошибочной.

При новом рассмотрении дела следует исходить и из того, что согласно статье 73 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 56 Градостроительного кодекса РФ при предоставлении земельных участков требования к их использованию определяются градостроительной документацией о градостроительном планировании.

Поэтому суд должен дать правовую оценку действиям истца о соблюдении им сроков строительства, а также выяснить реальные возможности истца обеспечить возведение объекта в соответствии с градостроительной документацией.

Суду при новом рассмотрении дела также необходимо исследовать вопрос о возможности выполнения муниципального заказа по строительству жилого дома с использованием другого земельного участка. Данные обстоятельства подлежат доказыванию обеими сторонами.

По результатам исследования вышеуказанных вопросов суду следует определить, соответствует ли закону постановление N 193 об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

В связи с отменой решения от 27.04.2001 обеспечительные меры по исполнению решения, принятые судом определением от 15.05.2001, в соответствии со статьями 136, 79 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, утрачивают юридическую силу. Определение от 15.05.2001 не подлежит исполнению.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.04.2001 и постановление апелляционной инстанции от 03.07.2001 в части оставления без изменения решения по делу N А73-2219/2001-7 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.