Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.09.2001 N Ф03-А73/01-1/1759 Дело по иску о взыскании неполученных (выпадающих) доходов в связи с предоставлением населению льгот по оплате электроэнергии передано на новое рассмотрение по причине нарушения норм материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 18 сентября 2001 года Дело N Ф03-А73/01-1/1759“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ на решение и постановление от 27.04.2001, 03.07.2001 по делу N А73-711/2001-28 Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, 3-е лицо - Финансовое управление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, о взыскании 105309 руб. 25 коп.

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ (далее ОАО “Хабаровскэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Финансовому управлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре
о взыскании 105309 рублей 25 копеек неполученных (выпадающих) доходов в связи с предоставлением им населению льгот по оплате электроэнергии, отпущенной в январе - декабре 2000 года.

Решением суда от 27.04.2001 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.07.2001 решение суда отменено и в иске отказано со ссылкой на превышение главой Администрации Хабаровского края своих полномочий при принятии нормативных актов для возмещения истцу спорных выпадающих доходов.

Законность постановления апелляционной инстанции проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, предусмотренных статьями 171, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе истца.

Обжалуя судебный акт, ОАО “Хабаровскэнерго“ просит его отменить и удовлетворить иск, так как считает, что в соответствии с действующими федеральными законами и нормативными актами главы Администрации Хабаровского края возмещение ему спорных выпадающих доходов должно осуществляться за счет средств бюджетов муниципальных образований, что об ответственности Администрации г. Комсомольска-на-Амуре по данному спору свидетельствует постановление Департамента социальной защиты населения Администрации Хабаровского края от 18.04.2001.

При рассмотрении кассационной жалобы представитель заявителя ее поддержал в полном объеме, а представители ответчика и соответчика - отклонили со ссылками на отсутствие у администрации города договорных обязательств перед истцом, на отсутствие источника финансирования для возмещения заявителю взыскиваемых доходов, а также на то, что из казны муниципального образования подлежит взысканию только причиненный вред.

Финансовое управление, кроме того, в отзыве на кассационную жалобу так же, как и его представитель в настоящем заседании, утверждает, что кассационная жалоба подана с грубым нарушением части 2 статьи 165 АПК РФ (на момент подачи кассационной жалобы к ней не были приобщены доказательства отправки копии жалобы сторонам), в связи с
чем данная жалоба должна быть возвращена истцу.

При проверке законности принятого по данному делу постановления установлено, что оно подлежит отмене, равно как и решение суда, а дело - передаче на новое рассмотрение в связи со следующим.

Основанием иска является оказание ответчику со скидкой 50% в соответствии с постановлением главы Администрации Хабаровского края от 17.06.1999 N 239 “О порядке осуществления мер по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми в 1998 - 1999 годах на территории Хабаровского края“ и действующего в крае Порядка реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите упомянутых категорий граждан) услуг по горячему водоснабжению, центральному отоплению гражданам, имеющим право на льготы по оплате электрической и тепловой энергии, и выпадение в связи с этим у истца из доходов за 1998 - 1999 годы суммы 105309 рублей 25 копеек.

В качестве доказательств предоставления гражданам-льготникам услуг в заявленном объеме ОАО “Хабаровскэнерго“ приобщило к иску копии счетов-фактур, предъявленных им Администрации г. Комсомольска-на-Амуре для компенсации расходов в спорном периоде (л. д. 12 - 22).

Отказывая в иске, апелляционная инстанция суда не признала правовых последствий за упомянутыми нормативными актами со ссылкой на отсутствие у субъекта РФ полномочий на регулирование правоотношений, связанных с реализацией федерального законодательства о предоставлении гражданам льгот на оплату услуг по электрической и тепловой энергии, газа.

Между тем постановление главы Администрации Хабаровского края от 17.06.1999 N 239 о внесении изменений и дополнений в действующий Порядок реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края и постановление главы Администрации Хабаровского края от 03.05.2000 N 150
“О порядке реализации федерального и правового законодательства по социальной защите этих категорий граждан“ не признаны в установленном законом (судебном) порядке недействительными, а основания для признания их не порождающими юридических последствий не усматриваются, поскольку доказательства принятия данных постановлений с нарушением федерального и краевого законодательства в деле отсутствуют.

Кроме того, указанные нормативные акты приняты во исполнение не только федерального, но и краевого законодательства (Законов Хабаровского края от 27.02.1998 N 17, от 29.01.1999 N 93) о соответствующих целевых программах социальной защиты пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми, так как статьей 72 Конституции РФ (пункт “ж“) предусмотрено, что решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения (включая установление льгот), находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Таким образом, обстоятельства, которые имели место при исполнении уполномоченными органами исполнительной власти бюджетов всех уровней федеральных и краевых законов о предоставлении отдельным гражданам льгот и помощи по коммунальным услугам, имеют существенное значение для разрешения вопроса о надлежащем ответчике по рассматриваемому спору, однако данные обстоятельства судом не исследованы.

Судом апелляционной инстанции не учтено и действующее решение РЭК (Региональной энергетической комиссии Хабаровского края по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию и газ) от 29.02.2000 N 47, согласно которому ОАО “Хабаровскэнерго“ с учетом невключения в тариф на электроэнергию, тепловую энергию и горячее водоснабжение выпадающих доходов от предоставления льгот и субсидий населению обязано решать вопрос по их компенсации с бюджетами всех уровней.

При указанных обстоятельствах при рассмотрении настоящего спора представляется необходимым в соответствии со статьей 112 АПК РФ разрешение судом вопроса о привлечении к участию в данном деле других лиц, в ведении
которых находится исполнение федерального и краевого бюджетов и прежде всего Администрации Хабаровского края в лице Финансового департамента с целью разрешения вопроса об ответственности перед истцом и этого уровня бюджета, учитывая, что муниципальный орган оспаривает иск со ссылкой на отсутствие какого-либо целевого финансирования.

Таким образом, неправильное применение обеими инстанциями суда норм материального права могло повлечь принятие неправильных решения и постановления, что в соответствии с пунктом 1 статьи 176 АПК РФ влечет их отмену с передачей дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду необходимо, помимо привлечения к участию в деле финансового органа Администрации Хабаровского края и истребования у последнего доказательств по предоставлению местному бюджету целевых компенсационных средств для выплаты выпадающих доходов ОАО “Хабаровскэнерго“, исследовать и другие доказательства, подтверждающие объем предоставленных истцом услуг гражданам-льготникам, основания предоставления этих льгот для установления источника финансирования (федеральная или региональная программа социальной защиты населения) и дать им надлежащую оценку на предмет наличия или отсутствия вины перед истцом каждого уровня бюджета.

Доводы ответчиков о том, что спор арбитражному суду неподведомствен, судебными инстанциями отклонены на законных основаниях, так как они противоречат пункту 1 статьи 22 АПК РФ, поскольку, исходя из субъектного состава участников, экономического характера их правоотношений, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Заявление соответчика о процессуальном нарушении, допущенном в кассационном производстве, отклонено из-за отсутствия основания для возврата кассационной жалобы заявителю без рассмотрения, так как кассационное производство по данной жалобе возбуждено без нарушения процессуального законодательства (к кассационной жалобе приобщены доказательства отсылки ее копии каждому из ответчиков, подлинники которых обозревались в настоящем судебном заседании).

При новом рассмотрении дела суду необходимо распределить между сторонами госпошлину
по иску, апелляционной и по кассационной жалобам в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 95, 12, 171, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение и постановление Арбитражного суда Хабаровского края от 27.04.2001, 03.07.2001 по делу N А73-711/2001-28 (АИ-1/449) отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.