Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.08.2001 N Ф03-А04/01-1/1469 Правомерно отказано в иске о взыскании вреда, так как материалами дела установлено отсутствие незаконных действий со стороны ответчика и его вины, причинной связи между возникновением вреда и его действиями.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 07 августа 2001 года Дело N Ф03-А04/01-1/1469“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу крестьянско-фермерского хозяйства “Мария“ на решение и постановление от 05.04.2001, 04.06.2001 по делу N А04-305/01-17/12 Арбитражного суда Амурской области по иску крестьянско-фермерского хозяйства “Мария“ к Администрации Ромненского района Амурской области о взыскании 22600 рублей.

Крестьянско-фермерское хозяйство “Мария“ обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Ромненского района Амурской области о взыскании на основании ст. 1069 ГК РФ вреда, причиненного действиями ответчика, в размере 22600 рублей.

Определением от 06.02.2001 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовый отдел Администрации Ромненского района, ТОО “Томское“, ТОО “Колос“, КФХ “Красногорское“, КФХ “Полевое“.

Решением от 05.04.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2001, в иске отказано.

В кассационной жалобе КФХ “Мария“ просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что выделенные из федерального бюджета денежные средства для оказания помощи хозяйствам, пострадавшим от стихийных бедствий в 1997 году, не получены истцом по вине ответчика, который не исполнил распоряжение главы Администрации Ромненского района о выделении КФХ “Мария“ 22,6 тыс. рублей, а израсходовал указанную сумму без согласия истца на другие цели. Считает постановление апелляционной инстанции принятым без учета изложенных в апелляционной жалобе доводов.

Администрация Ромненского района в отзыве на кассационную жалобу указывает на непредоставление истцом доказательств издания органом местного самоуправления акта, не соответствующего закону или иному нормативно-правовому акту, а также на отсутствие оснований для выплаты спорной суммы из бюджета района в силу ст. 239 Бюджетного кодекса РФ.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика выразил мнение об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и поддержал изложенные в отзыве доводы. Представитель истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Проверив законность решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований к их отмене либо изменению не усматривает.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства РФ от 29.12.1997 N 1837-р в целях оказания финансовой помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в ликвидации последствий засухи и других стихийных бедствий в 1997 году постановлено уменьшить задолженность субъектов РФ перед федеральным бюджетом по товарному кредиту на нефтепродукты,
полученному в 1995 году. Администрациям субъектов РФ поручено возместить ущерб сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим от стихийных бедствий в 1997 году, с учетом уменьшения задолженности, предусмотренной настоящим Распоряжением. Минфину России и Минсельхозпроду России поручено направить денежные средства субъектам РФ, не имеющим или имеющим ограниченную задолженность перед федеральным бюджетом по вышеуказанному товарному кредиту.

Распоряжением главы Администрации Амурской области от 09.02.1998 N 63-р, изданным во исполнение Распоряжения Правительства РФ, администрации районов, указанные в приложениях 1 и 2, освобождены от возврата средств по товарному кредиту на нефтепродукты, полученному в 1995 году. В приложении 1 значится Ромненский район.

В свою очередь глава Администрации Ромненского района издал распоряжение от 23.03.1998 N 17, в соответствии с которым финансовому отделу администрации района поручено заключить соглашения по возмещению средств на сумму произведенного зачета задолженности по товарному кредиту 1995 года хозяйствам, не попавшим под стихийное бедствие, согласно приложению N 3. В пункте 23 приложения N 3 указаны КФХ “Мария“ как хозяйство, понесшее убытки в результате стихийных бедствий в 1997 году на сумму 22,6 млн. неденоминированных рублей и не получавшее товарный кредит на нефтепродукты в 1995 году, и хозяйства ТОО “Томское“, ТОО “Колос“, КФХ “Красногорское“, КФХ “Полевое“, не попавшие под стихийное бедствие в 1997 году, но имеющие задолженность по товарному кредиту 1995 года в суммах соответственно 9,7 млн., 0,2 млн., 8,6 млн., 4,1 млн. неденоминированных рублей.

Не получив возмещение средств для ликвидации последствий стихийного бедствия 1997 года и считая, что указанные средства необоснованно использованы Администрацией Ромненского района на покрытие долгов других хозяйств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено право
граждан и юридических лиц на возмещение вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Для наступления ответственности по ст. 1069 ГК РФ необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами, вину причинителя вреда.

При рассмотрении настоящего дела суд на основании имеющихся в деле доказательств признал установленным тот факт, что истцу причинен материальный ущерб вследствие гибели сельскохозяйственных культур от стихийных бедствий в 1997 году.

Вместе с тем согласно акту, изданному главой администрации района, подлежала погашению задолженность хозяйств района, имеющих задолженность по товарному кредиту на нефтепродукты 1995 года. Поскольку истец такой задолженности не имел, в отношении него зачет не был проведен. То обстоятельство, что во исполнение распоряжения N 17 от 23.03.1998 не заключались соглашения о возмещении средств между хозяйствами, не попавшими под стихийное бедствие и получившими товарный кредит, и хозяйствами, понесшими убытки от стихийных бедствий в 1997 году, но не получавшими товарный кредит в 1995 году, не может служить основанием для признания незаконным распоряжения, изданного главой администрации района.

Суд установил, что у Администрации Ромненского района не было оснований для компенсации убытков КФХ “Мария“ из бюджетных средств, поскольку бюджеты Администрации Ромненского района и Амурской области на 1998 - 1999 г.г. не предусматривали расходы на покрытие убытков, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями в результате стихийных бедствий в 1997 году. При этом судом правильно применена ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающая иммунитет бюджетов.

Суд,
установив отсутствие незаконных действий (бездействия) со стороны ответчика и его вины, причинной связи между вредом и действиями Администрации Ромненского района, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, арбитражным судом не допущено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.04.2001, постановление от 04.06.2001 по делу N А04-305/01-17/12 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.