Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.11.1999 N Ф03-А51/99-2/1649 Дело по иску о признании недействительным решения ГНИ о взыскании штрафа за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины передано на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 ноября 1999 года Дело N Ф03-А51/99-2/1649“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Находке на решение от 06.08.1999 по делу N А51-5306/99-24-77 Арбитражного суда Приморского края по иску предпринимателя без образования юридического лица Ф.И.О. г. Находка, к Государственной налоговой инспекции по городу Находке о признании решения от 20.04.1999 N 05/198 недействительным.

В Арбитражный суд Приморского края обратился Долматов Сергей Николаевич, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и
сборам по г. Находка от 20.04.1999 N 05/198 о взыскании штрафа за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно - кассовой машины.

Решением суда от 06.08.1999 иск удовлетворен.

При этом суд исходил из требования пункта 1 постановления губернатора Приморского края от 25.09.1998 N 480, предусматривающего обязательное применение контрольно - кассовых машин при расчетах с пассажирами за транспортные услуги, оказанные владельцами такси индивидуального пользования, маршрутного такси городского, пригородного и междугородного сообщения.

Суд определил, что принадлежащий истцу автобус ПАЗ не относится к автомобилям - такси и установка кассового аппарата на нем не предусмотрена.

Суд установил, что при оказании услуг по перевозке пассажиров истец использовал рулонные билеты, являющиеся бланками строгой отчетности, образцы которых утверждены Министерством финансов РФ по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по ККМ.

Поскольку в акте проверки выполнения Закона РФ “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ проверяющий не отразил способ установления невыдачи билетов, суд посчитал не установленным факт расчета с пассажирами без использования бланков строгой отчетности.

Законность и обоснованность принятого решения апелляционной инстанцией не проверялись.

В кассационной инстанции законность решения суда первой инстанции проверяется в порядке и пределах, предусмотренных статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по жалобе ответчика, который просит указанный судебный акт отменить как незаконный.

Ответчик считает, что законодательство не предусматривает определенных способов фиксирования неприменения контрольно - кассовых машин и невыдачи клиенту документа строгой отчетности.

Поэтому невыдачу пассажирам билетов проверяющий зафиксировал в акте проверки.

Отзыв на кассационную жалобу истец суду не представил.

Представители истца и ответчика, извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.

Проверив правильность
применения судом первой инстанции материальных и процессуальных норм права, кассационная инстанция считает жалобу обоснованной, а решение суда - подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом не исследован ряд обстоятельств, имеющих значение для правильного применения материального закона.

Оправдывая отсутствие в принадлежащем истцу автобусе кассового аппарата, суд сослался на пункт 1 постановления губернатора Приморского края N 480 от 25.08.1999 и сделал вывод, что автобус ПАЗ не является маршрутным такси, так как рассчитан на 23 пассажирских места и осуществляет остановки только в установленных маршрутом местах. При этом в решении не указано, на основании каких данных судом сделан такой вывод. Не дана оценка имеющемуся в деле Положению “О порядке применения контрольно - кассовых машин и учета поступающей выручки при осуществлении денежных расчетов с пассажирами автомобилей - такси индивидуального пользования, маршрутных такси на территории Приморского края“, утвержденному постановлением губернатора края N 480 от 25.09.1999.

В пункте 1.3 данного Положения указано, что его действие распространяется на автобусы, имеющие число мест для пассажиров более восьми и осуществляющие городские, пригородные и междугородные маршрутные таксомоторные перевозки.

Судом не дана оценка объяснению кондуктора проверяемого автобуса (л. д. 14) по поводу выдачи билетов пассажирам, а также объяснению водителя автобуса в акте проверки о выдаче билетов пассажирам по их требованию.

Не основан на материалах дела вывод суда о том, что истец использовал при расчетах с пассажирами рулонные билеты утвержденного образца, поскольку суд не проверял соответствие используемых билетов требованиям бланка строгой отчетности.

Кассационная инстанция считает, что арбитражным судом не выполнены требования пункта 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 4 августа 1999 г. N 10 “О некоторых вопросах практики применения Закона
Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, где указано, что факт нарушения требований Закона должен быть зафиксирован в соответствующем акте.

При возникновении спора о наличии или отсутствии факта нарушения и его характере судам необходимо оценивать и другие представленные сторонами доказательства.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что решение арбитражного суда подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Приморского края.

При новом рассмотрении суду необходимо исследовать все обстоятельства, имеющие значение для дела, и, дав им оценку, определить наличие либо отсутствие у налоговой инспекции оснований для привлечения предпринимателя Долматова С.Н. к ответственности за нарушение требований Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

кассационную жалобу удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.08.1999 по делу N А51-5306/99-24-77 отменить и передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.