Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.11.1999 N Ф03-А51/99-2/1639 В удовлетворении исковых требований о взыскании использованных не по целевому назначению бюджетных средств правомерно отказано, поскольку жилые дома, на строительство которых были выделены бюджетные средства, построены и переданы заказчику и у казначейства не было оснований требовать возврата спорной суммы и уплаты штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 17 ноября 1999 года Дело N Ф03-А51/99-2/1639“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Отделения Федерального казначейства МФ РФ по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока на решение и постановление от 02.08.1999, 16.09.1999 по делу N А51-2395/99-20-56 Арбитражного суда Приморского края по иску Отделения Федерального казначейства МФ РФ по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока к открытому акционерному обществу “Акфес“, 3-и лица: ОНЭКСИМ Банк, Администрация Приморского края, Финансовое управление Администрации Приморского края, о взыскании 3796569,1 руб.

Отделение Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Советскому и Первореченскому районам города Владивостока
обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с открытого акционерного общества “Акфес“ 3796569,1 руб., составляющих использованные не по целевому назначению бюджетные средства и штраф за нецелевое использование бюджетных средств, путем обращения взыскания на имущество акционерного общества.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены ОАО “Объединенный экспортно - импортный банк“ (“ОНЭКСИМ Банк“), Администрация Приморского края и Финансовое управление Администрации Приморского края.

Решением от 02.08.1999 в удовлетворении исковых требований отказано.

Решение мотивировано тем, что поскольку жилые дома, на строительство которых были выделены бюджетные средства, построены и переданы Администрации Приморского края, у казначейства не было оснований требовать возврата спорной суммы и уплаты штрафа за нецелевое использование бюджетных средств.

Постановлением апелляционной инстанции от 16.09.1999 решение суда оставлено без изменения. Обосновывая судебный акт, апелляционная инстанция сослалась на то, что ОАО “Акфес“ не является получателем целевых бюджетных средств и поэтому не может нести ответственность за их нецелевое использование.

Согласно договору вексельного кредитования кредит выдан Администрации Приморского края, которая использовала векселя для расчетов за жилищные сертификаты и строительство жилья по улице Давыдова в г. Владивостоке общей площадью 2400 кв. м.

При таких обстоятельствах, полагает апелляционная инстанция, полученные ОАО “Акфес“ векселя, не могут считаться целевыми бюджетными средствами.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Отделение Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Советскому и Первореченскому районам города Владивостока подало кассационную жалобу, в которой просит принятые с нарушением норм материального права судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.

Целевое назначение векселей, выданных для финансирования федеральной жилищной программы, подтверждено Финансовым управлением Администрации Приморского края, поэтому казначейством правомерно проведена проверка
использования ОАО “Акфес“ полученных от Администрации Приморского края векселей и применены санкции за их нецелевое использование.

ОАО “Акфес“ в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебные акты соответствуют закону и материалам дела.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 18.12.1995 и 30.07.1996 между ОАО “Объединенный экспортно - импортный Банк“ - кредитором, и Администрацией Приморского края - заемщиком, заключены договоры вексельного кредитования N PRK/95/188 и N PRK/96/139. Обязательства по возврату кредита обеспечены договорами поручительства, заключенными между Минфином РФ и банком. По условиям кредитных договоров кредитор предоставил заемщику кредит для финансирования в рамках федеральной инвестиционной программы “Жилище“ и Государственной целевой программы обеспечения в 1996 - 1997 г.г. жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей по Приморскому краю на 1995 - 1996 г.г. Кредит предоставлен простыми беспроцентными векселями ОНЭКСИМ Банка. Следовательно, кредитные средства предоставлены администрации для определенной цели: финансирования строительства жилья для военнослужащих.

Постановлениями исполняющего обязанности губернатора Приморского края N 82 от 12.01.1996 и N 468 от 26.08.1996 утвержден перечень получателей векселей ОНЭКСИМ Банка.

Согласно перечню получателем векселей на сумму 5200000 руб. и 7000000 руб. является ОАО “Акфес“.

В постановлениях также указана цель предоставления векселей: финансирование федеральной программы “Жилище“ и Государственной целевой программы обеспечения в 1996 - 1997 г.г. жильем военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних
дел, а также членов их семей. Получатели векселей обязывались заключить договоры с администрацией края об использовании векселей.

Таким образом, целевое предоставление ОАО “Акфес“ векселей ОНЭКСИМ Банка и его обязательства о целевом использовании векселей содержатся в постановлениях исполняющего обязанности губернатора края. Администрация Приморского края при предоставлении бюджетных средств ответчику являлась агентом Правительства Российской Федерации.

То обстоятельство, что в заключенных ОАО “Акфес“ с Администрацией Приморского края договорах на покупку жилищных сертификатов и строительство жилья не указана обязанность ОАО “Акфес“ обеспечивать целевое использование векселей и не предусмотрена ответственность за их нецелевое использование, не может служить основанием для освобождения акционерного общества от ответственности при нецелевом использовании векселей, так как целевое использование полученных сумм было существенным условием их предоставления, а ответственность за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена федеральными законами “О федеральном бюджете на 1996 г.“ и “О федеральном бюджете на 1997 г.“.

При проверке Отделением Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Советскому и Первореченскому районам города Владивостока целевого использования средств, направленных из федерального бюджета для финансирования федеральной программы “Жилище“ и Государственной целевой программы обеспечения в 1996 - 1997 г.г. жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, установлено нецелевое использование векселей на сумму 1653337,1 руб.

Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривается казначейством, жилье, на строительство которого выделялись кредитные средства, передано Администрации Приморского края, то есть обязательства по строительству жилья на сумму полученных векселей ответчиком выполнены.

Поскольку цель финансирования достигнута, требование казначейства о возврате 1653337,1 руб., использованных не по целевому назначению и уплате штрафных санкций, неправомерно. Поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции и
постановления апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.08.1999 и постановление апелляционной инстанции от 16.09.1999 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-2395/99-20-56 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.