Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2004 N А44-2177/04-С5 Суд правомерно удовлетворил иск о взыскании с учреждения юстиции уплаченной лесхозом платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, поскольку лесхоз наделен полномочиями территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством субъекта РФ, следовательно, на него распространяется льгота, согласно которой регистрация прав собственности и других вещных прав органов государственной власти производится без взимания платы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2004 года Дело N А44-2177/04-С5“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Власовой М.Г., Сапоткиной Т.И., при участии от Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новгородской области Княжицевой О.Л. (доверенность от 23.06.2004), рассмотрев 06.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новгородской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 07.07.2004 по делу N А44-2177/04-С5 (судьи Александров С.А., Анисимова З.С., Никитина Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение “Маловишерский лесхоз“ (далее - Маловишерский лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новгородской области (далее - Учреждение юстиции) о взыскании 7000 руб., уплаченных истцом за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - 2 земельных участка и 2 здания, расположенных по адресу: Новгородская обл., Маловишерский район, деревня Парни.

Решением от 12.05.2004 (судья Дегтев А.В.) в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.07.2004 решение от 12.05.2004 отменено, исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу Маловишерского лесхоза взыскано 7000 руб.

В кассационной жалобе Учреждение юстиции просит постановление от 07.07.2004 отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции неправомерно признал истца органом государственной власти и в связи с этим указал на незаконность взимания с него платы за проведенную государственную регистрацию прав. С целью выполнения определенных задач и функций государство наделяет свои органы государственно-властными полномочиями, сущность которых состоит в наличии у них прав принимать общеобязательные решения. Маловишерский лесхоз наделен полномочиями только по принятию индивидуально-правовых актов в пределах своей компетенции, поэтому он не может быть отнесен к органам государственной власти.

В судебном заседании представитель Учреждения юстиции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

В связи с надлежащим извещением Маловишерского лесхоза о времени и месте судебного заседания и поступлением в суд ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя кассационная жалоба рассмотрена без участия представителя истца.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании заявления Маловишерского лесхоза 10.04.2003 Учреждение юстиции произвело государственную регистрацию, права оперативного управления заявителя на здание конторы с мансардой и хозпостройками общей площадью 110,5 кв.м и здание пожарно-химической станции общей площадью 207,2 кв.м, расположенных по адресу: Новгородская обл., Маловишерский район, Дворищенский сельсовет, деревня Парни, а также права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровым номером 53:08:084602:0003 общей площадью 3904 кв.м и с кадастровым номером 53:08:084602:0004 общей площадью 5511 кв.м, расположенных по тому же адресу (свидетельства серии 53-НО N 132726, 132617, 132619 и 132620).

На основании выставленного Учреждением юстиции счета за проведенную регистрацию Маловишерский лесхоз перечислил 7000 руб. по платежному поручению от 05.03.2003 N 152.

Считая взыскание с него платы за государственную регистрацию прав на вышеуказанные объекты недвижимости неправомерным, Маловишерский лесхоз обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ обязательным документом, предъявляемым вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество, является документ об оплате регистрации.



В силу статьи 11 названного Закона плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации.

Размеры и порядок взимания платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новгородской области и предоставление информации о зарегистрированных правах определяется в соответствии с постановлением администрации Новгородской области от 28.03.2002 N 61.

Пунктом 5 этого постановления установлено, что регистрация прав собственности и других вещных прав органов государственной власти и органов местного самоуправления проводится без взимания платы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Маловишерский лесхоз к государственным органам власти не относится и при обращении в Учреждение юстиции за регистрацией своих прав на соответствующие объекты недвижимости выступает не от имени государства, а от своего имени как субъект права.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и удовлетворил заявленное Маловишерским лесхозом требование на том основании, что взимание с истца платы за регистрацию противоречит положениям пункта 5 постановления администрации Новгородской области от 28.03.2002 N 61.

Кассационная инстанция считает правомерным указанный вывод суда апелляционной инстанции.

В соответствии со статьями 10, 11 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

К органам государственной власти относятся государственные учреждения, наделенные правом от имени государства осуществлять властные функции в определенной сфере управления.

В силу положений Лесного кодекса Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти (статья 51).

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление лесным хозяйством, обеспечивающим рациональное использование, охрану и защиту лесного фонда и воспроизводство лесов в интересах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ), что следует из пункта 1 действовавшего до 22.07.2004 положения о названном министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726.

Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный орган управления лесным хозяйством осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы-техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы.

С учетом требований статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Положением о Маловишерском лесхозе, утвержденным приказом МПР РФ от 18.12.2002 N 877, истец наделен полномочиями территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по Новгородской области. В силу названного положения Маловишерский лесхоз является специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда Российской Федерации и воспроизводства лесов; охраны окружающей природной среды; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; подчиняется Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Новгородской области, образуя единую систему государственного управления в указанных областях.

Согласно пункту 11 Положения о Маловишерском лесхозе данный лесхоз наделен правом давать указания и принимать решения в вышеперечисленных областях, обязательные для выполнения всеми.

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан правомерный вывод об отнесении Маловишерского лесхоза к территориальному органу федерального органа исполнительной власти и о распространении на него льготы, установленной пунктом 5 постановления администрации Новгородской области от 28.03.2002 N 61.

Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы Учреждения юстиции.



Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Новгородской области от 07.07.2004 по делу N А44-2177/04-С5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новгородской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ГРАЧЕВА И.Л.

Судьи

ВЛАСОВА М.Г.

САПОТКИНА Т.И.