Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.10.1999 N Ф03-А37/99-1/1506 Вывод суда о том, что тарифы (цены) на почтовые услуги по доставке пенсий, пособий являются не регулируемыми, а договорными - правомерный, поэтому отказ истцу в иске о возврате излишне проавансированных услуг обоснован и законен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 26 октября 1999 года Дело N Ф03-А37/99-1/1506“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда РФ по Магаданской области на решение от 12.07.1999 по делу N А37-615/99-3 Арбитражного суда Магаданской области по иску Отделения Пенсионного фонда РФ по Магаданской области к Управлению федеральной почтовой связи по Магаданской области, 3-е лицо: Управление соц. защиты населения Администрации Магаданской области, о взыскании 844563 рублей.

Отделение Пенсионного фонда РФ по Магаданской области обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Управлению федеральной почтовой связи по Магаданской области о взыскании (с учетом
увеличения размера требований до вынесения решения в порядке ст. 37 АПК РФ) 895653 рублей, составляющих возврат излишне проавансированных услуг по доставке государственных пенсий, пособий и компенсаций в период с 01.06.1998 по 30.04.1999 против размера, установленного договором.

Решением суда от 12.07.1999 в удовлетворении требований истца отказано со ссылкой на ст. ст. 779 - 781, 409, 421 - 424, 431 Гражданского кодекса РФ, предусматривающих обязанность истца оплачивать ответчику услуги по доставке государственных пенсий, пособий, компенсаций в размере, установленном договором сторон, поскольку цена на указанные услуги почтовой связи в силу Закона РФ “О почтовой связи“ является договорной, а не регулируемой, и применение цены 1,5% от выплаченных сумм пенсий и пособий (против договорной - 2%), содержащейся в совместной Телеграмме Пенсионного фонда РФ, Минтруда РФ, Госкомсвязи РФ, как установленной законом, необоснованно.

Истец, не согласившись с выводами суда, просит указанное решение отменить как вынесенное с неправильным применением материального права, в том числе ст. ст. 10, 17 Закона РФ “О почтовой связи“ от 09.08.1995 N 129-ФЗ, поскольку указанные нормы не относят спорные тарифы к договорным, а следовательно, являются регулируемыми государством.

Принятое во исполнение Поручения Правительства РФ от 21.05.1998 совместное решение Пенсионного фонда РФ, Минтруда РФ, Госкомсвязи РФ, являющееся нормативно - правовым актом, о введении с 01.06.1998 тарифа в размере 1,5% не противоречит указанному выше Закону, а потому в силу п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ обязательно для сторон по договору.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы и возражения по ней ответчика, проверив материалы дела, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения суда, находя его законным и
обоснованным.

Как установлено из материалов дела, между Отделением ПФ по Магаданской области, Управлением социальной защиты населения Администрации Магаданской области и Управлением ФПС по Магаданской области 29.05.1996 заключен договор на возмездное оказание услуг по выплате и доставке государственных пенсий, пособий, компенсаций и их финансирование с дополнением его в 1998 году соглашением N 1 в части размера стоимости услуг, установив его равным 2% от общей суммы, перечисляемой для выплаты пенсий, пособий, компенсаций. Данным условием договора стороны руководствовались до 01.06.1998, истец и 3-е лицо оплачивали ответчику за оказанные услуги из расчета согласованной договором цены.

Заявленная истцом сумма иска 895653 рубля составляет переплату за оказанные ответчиком услуги по доставке пенсий, пособий с 01.06.1998 по 30.04.1999 в связи с установлением с 01.06.1998 государством, как полагает истец, нового тарифа на этот вид услуг - 1,5% от суммы выплат.

Суд, исследовав и оценив обстоятельства данного спора, правомерно пришел к выводу о том, что оказанные ответчиком услуги в спорный период подлежали оплате истцом в соответствии с условиями договора в размере 2% от выплаченных сумм пенсий, пособий согласно п. 2 ст. 424, ст. ст. 779, 781 Гражданского кодекса РФ.

Совместная Телеграмма от 09.06.1998 Пенсионного фонда РФ, Минтруда РФ, Госкомитета РФ по связи и информации, которой установлено снижение финансирования расходов на оплату почтовых услуг до 1,5% от выплаченных пенсий и пособий, не зарегистрирована в установленном порядке как нормативно - правовой акт в Министерстве юстиции РФ по сообщению последнего, поскольку содержащаяся в нем правовая норма об установлении тарифа противоречит ст. 10 ФЗ от 09.08.1995 N 129-ФЗ “О почтовой связи“, устанавливающей, что доставка и выплата пенсий,
пособий и других выплат целевого назначения осуществляется организациями федеральной почтовой связи на договорной основе.

Кроме того, по Разъяснению Минтруда РФ за N 649-40 от 04.07.1999 решение о снижении размера финансирования расходов на услуги по доставке пенсий, принятое Пенсионным фондом РФ, Минтруда РФ, Госкомитетом РФ по связи и информации, не устанавливает тариф на данные услуги, а определяет долю средств в расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ, исходя из которой фонд имеет реальную возможность финансирования оплаты этих услуг на установленную дату.

Ст. 17 Закона РФ “О почтовой связи“ от 05.07.1995 как и ст. 29 вновь принятого Закона РФ от 17.07.1999 “О почтовой связи“ за N 140-141 предусматривают плату за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. Услуги по доставке пенсий, пособий не относятся к универсальным услугам почтовой связи в силу указанного выше Закона.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ, а не N 140-141.

Следовательно, вывод суда о том, что тарифы (цены) на почтовые услуги по доставке пенсий, пособий являются не регулируемыми, а договорными, - правомерный, поэтому отказ истцу в иске обоснован и законен.

С учетом изложенного оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.

Заявитель жалобы, Отделение Пенсионного фонда по Магаданской области, освобожден от уплаты госпошлины в силу Закона РФ “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 12.07.1999 по делу N А37-615/99-3 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда РФ по Магаданской области -
без удовлетворения.