Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.08.1999 N Ф03-А51/99-2/991 Решением суда в иске налоговой инспекции правомерно отказано. Решение суда мотивировано тем, что истец обосновывает свои требования статьей 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, которая ко времени подачи иска утратила силу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 04 августа 1999 года Дело N Ф03-А51/99-2/991“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району г. Владивостока на решение от 26.04.1999 по делу N А51-2644/99/20-96 Арбитражного суда Приморского края по иску Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району г. Владивостока к закрытому акционерному обществу “Брокерской фирме “Клер“ о взыскании 866294 рублей 10 копеек.

Госналогинспекция по Ленинскому району г. Владивостока обратилась к закрытому акционерному обществу “Брокерской фирме “Клер“ (далее - ЗАО БФ “Клер“) с иском о взыскании 866294 рублей 10 копеек.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.04.1999
в иске отказано. Решение суда мотивировано тем, что истец обосновывает свои требования статьей 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, которая с 01.01.1999 утратила силу; так как истец не обосновал свои требования действующим законодательством, суд не имел правовых оснований для удовлетворения его требований.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Государственная налоговая инспекция по Ленинскому району просит отменить принятый по делу судебный акт в связи с допущенными судом, по его мнению, нарушениями норм материального права.

Как считает заявитель кассационной жалобы, суд должен был самостоятельно применить к налогоплательщику ответственность, предусмотренную частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации, так как статья 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ утратила силу с 01.01.1999.

В заседании суда данные требования поддержаны в полном объеме.

Определение о принятии кассационной жалобы к производству, отправленное в адрес ЗАО БФ “Клер“, согласно имеющемуся в материалах дела юридическому адресу, возвращено с отметкой почтового отделения о том, что “по данному адресу адресат не значится“.

Как установлено материалами дела, Государственная налоговая инспекция по Ленинскому району г. Владивостока провела документальную проверку соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей ЗАО БФ “Клер“ за 2 полугодие 1996, 1997 г.г.

По результатам проверки составлен акт б/н от 10.04.1998, принято решение N 02-01-111 от 20.04.1999 о взыскании с ответчика финансовых санкций.

В связи с тем, что штрафные санкции в добровольном порядке ЗАО БФ “Клер“ не уплачены, налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании суммы заниженной прибыли, штрафа в размере 100% суммы заниженной прибыли, штрафа в размере 10% доначисленных сумм
налога за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а также штрафов в размере суммы заниженного дохода с отдельных видов доходов, штрафов в размере суммы заниженного налога по налогу на добавленную стоимость, налогу на пользователей автодорог, налогу на содержание жилищного фонда - всего на сумму 866294,1 рубля.

Исковые требования обоснованы, в том числе статьей 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, статьей 8 Федерального закона “О введении в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации“.

Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что он обоснованно ссылается на статью 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, так как решение налогового органа о привлечении ответчика к финансовой ответственности принято в 1998 году, до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, а положения части 1 Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, являются необоснованными.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ утратил силу с 1 января 1999 года (за исключением п. 2 статьи 18 и статей 19 - 20 - 21).

Абзацем 8 пункта 3 статьи 1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации“ установлено, что взыскание ранее наложенных финансовых санкций за правонарушение после 31 декабря 1998 года может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных частью 1 Кодекса за правонарушение, ответственность за
которое смягчена по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

Более того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений законов Российской Федерации “О государственной налоговой системе в РСФСР“, “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, “О федеральных органах налоговой полиции“, установлено, что положения подпункта “а“, абзаца первого подпункта “б“ пункт 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, пункт 8 статьи 7 Закона Российской Федерации “О государственной налоговой службе РСФСР“ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР“, а не Закон РФ “О государственной налоговой системе в РСФСР“.

Исходя из вышеизложенного вывод арбитражного суда об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием правовых оснований (норм материального права) является правомерным.

Является необоснованным и довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд сам должен был взыскать уменьшенную сумму финансовых санкций, пересчитав все в соответствии с частью 1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Основание иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований к ответчику. В действующем Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствует право арбитражного суда на изменение оснований иска, так как это означало бы вмешательство в сферу полномочий сторон, связанное с распоряжением процессом и предметом спора.

При изложенных выше обстоятельствах, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Приморского края от 26.04.1999 по делу N А51-2644/99/20-96 оставить без изменения, а
кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.