Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.04.1999 N Ф03-А51/99-2/380 Решение налоговой инспекции соответствует действовавшей на момент его принятия ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Введение в действие с 01.01.1999 части первой Налогового кодекса РФ не влечет признания принятых до его введения решений налоговых органов недействительными. При данных обстоятельствах у суда не было правовых оснований для признания решения налоговой инспекции недействительным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 21 апреля 1999 года Дело N Ф03-А51/99-2/380“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Находке на решение от 26.01.1999 по делу N А51-12006/99-18-2 Арбитражного суда Приморского края по иску товарищества с ограниченной ответственностью “Зурбаган“ к Государственной налоговой инспекции по г. Находке о признании недействительным решения в части.

Товарищество с ограниченной ответственностью “Зурбаган“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Находке в части взыскания доначисленного сбора на право торговли и штрафа в общей сумме 8349 руб.
на основании статьи 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Решением суда от 26.01.1999 исковые требования удовлетворены. Оспариваемое решение в части доначисления сбора на право торговли и штрафа в размере доначисленного сбора признано недействительным по тому мотиву, что в связи с введением с 01.01.1999 Налогового кодекса Российской Федерации статья 13 Закона об основах налоговой системы утратила силу. Частью 3 статьи 5 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность, имеют обратную силу, поскольку налоговая инспекция не внесла изменений в оспариваемое решение, решение налоговой инспекции в оспариваемой части на момент рассмотрения дела не соответствует закону и нарушает законные права и интересы истца.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Государственная налоговая инспекция по г. Находке, не согласившись с принятым судебным актом, подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, в удовлетворении исковых требований отказать.

По мнению налоговой инспекции, исходя из ст. 8 ФЗ РФ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, п. 3 ст. 5 Кодекса подлежит применению только к отношениям, возникшим после введения его в действие. Оспариваемое решение принято до введения в действие Налогового кодекса РФ. Обязанность налогового органа приводить решения, принятые до 01.01.1999, в соответствие с Налоговым кодексом РФ Федеральным законом “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“ не предусмотрена. Поэтому, полагает ответчик, вывод суда о незаконности решения налоговой инспекции противоречит Федеральному закону “О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ“.

ТОО “Зурбаган“ возражений по жалобе не представило.

Проверив
материалы дела, доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией по г. Находке проведена документальная проверка соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды) ТОО “Зурбаган“ за 1994 г. - 1 кв. 1998 г. Актом проверки установлены нарушения налогового законодательства, в частности, нарушения, связанные с уплатой сбора на право оптовой торговли: в 1997 г. и первом квартале 1998 г. истцом не уплачен сбор на право оптовой торговли. По результатам проверки принято решение N 02/1391 от 22.07.1998, которым ТОО “Зурбаган“ предложено уплатить доначисленный сбор на право торговли в сумме 4174 руб. 50 коп. и штраф в этой же сумме.

Суд признал правомерными действия налоговой инспекции по доначислению сбора на право торговли и штрафа в этом же размере на момент проверки, однако в связи с введением с 01.01.1999 части первой Налогового кодекса РФ пришел к выводу, что на момент рассмотрения спора оспариваемое решение незаконно, так как не соответствует статье 122 Налогового кодекса РФ, и на этом основании признал решение налогового органа недействительным.

Сбор на право торговли введен Администрацией г. Находки в соответствии с п. 1 “е“ ст. 21 Закона об основах налоговой системы. Порядок исчисления и уплаты сбора установлен постановлением администрации от 29.08.1996 N 1438 “О взимании сбора на право торговли“. Применение постановления регламентируется положением о сборе на право торговли.

Согласно п. 2.1 положения о сборе на право торговли, плательщиками сбора являются предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовой формы,
являющиеся юридическими лицами, их дочерние образования и филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, а также граждане и физические лица, осуществляющие розничную и оптовую торговлю. Таким образом, вывод суда о том, что ТОО “Зурбаган“ является плательщиком сбора на право оптовой торговли и обоснованности действий налоговой инспекции о доначислении сбора на право оптовой торговли, правомерен.

Вместе с тем вывод суда о несоответствии решения налогового органа ч. 3 ст. 5, ст. 122 Налогового кодекса РФ, необоснован. Оспариваемое решение принято 22.07.1998, то есть до введения в действие Налогового кодекса РФ. На момент принятия решения обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов, входящих в налоговую систему России, обеспечивалась финансовыми санкциями, предусмотренными ст. 13 Закона об основах налоговой системы.

Следовательно, решение налоговой инспекции N 02/1391 от 22.07.1998 соответствует действовавшей на момент его принятия ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Введение в действие с 01.01.1999 части первой Налогового кодекса РФ не влечет признания принятых до его введения решений налоговых органов недействительными. При данных обстоятельствах у суда не было правовых оснований для признания решения налоговой инспекции недействительным.

Статьей 54 Конституции РФ установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Следовательно, согласно Конституции РФ закон, улучшающий положение налогоплательщиков, имеет обратную силу. Поэтому довод ответчика о применении ч. 3 ст. 5 Налогового кодекса РФ только к правоотношениям, возникшим после введения в действие Налогового кодекса РФ, не может быть принят во внимание.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный
суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.01.1999 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-12006/99-18-2 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.

В иске ТОО “Зурбаган“ о признании недействительным решения Налоговой инспекции по г. Находке N 02/1391 от 22.07.1998 в части взыскания сбора на право оптовой торговли в сумме 4174 руб. 50 коп., штрафа в размере 100% от суммы заниженного сбора на право оптовой торговли - 4184 руб. 90 коп. - отказать.

Взыскать с ТОО “Зурбаган“ в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 417 руб. 50 коп.

Выдать исполнительный лист.

Вопрос о повороте исполнения решения суда о возврате из бюджета ТОО “Зурбаган“ госпошлины по иску решить Арбитражному суду Приморского края в соответствии со ст. ст. 208 - 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.