Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.02.1999 N Ф03-А73/99-2/40 Правомерность требований истца о признании недействительным решения ГНИ о взыскании финансовых санкций за занижение прибыли с учетом возражений ответчика судом не проверена, тем самым спор по существу не рассмотрен. Решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене как принятые по недостаточно исследованным обстоятельствам, дело - направлению на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 15 февраля 1999 года Дело N Ф03-А73/99-2/40“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю на решение и постановление от 07.09.1998, 03.12.1998 по делу N А73-3295/7-98 Арбитражного суда Хабаровского края по иску товарищества с ограниченной ответственностью “Бизнес-Маркетинг“, г. Хабаровск, к Государственной налоговой инспекции по Хабаровскому краю о признании недействительным решения начальника ГНИ N 11-65-100ю от 21.05.1998.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ТОО “Бизнес-Маркетинг“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о признании недействительным решения Государственной
налоговой инспекции по Хабаровскому краю о взыскании финансовых санкций за занижение прибыли в общей сумме 385586 рублей.

Решением суда от 07.09.1998, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.12.1998 исковые требования удовлетворены. Признаны недействительными пункты 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 1.1.4 оспариваемого решения на том основании, что факт занижения прибыли налоговой инспекцией не доказан.

Государственная налоговая инспекция по Хабаровскому краю, не согласившись с принятыми судебными актами, подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права, в удовлетворении исковых требований отказать.

По мнению налоговой инспекции, вывод судебных инстанций о том, что отчеты комиссионера не могут являться первичными учетными документами и, следовательно, не могут быть приняты в подтверждение занижения прибыли, противоречит п. п. 1, 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Исходя из содержания данной нормы, налоговая инспекция полагает, что при отсутствии утвержденных форм первичных учетных документов, отчеты комиссионера, подтверждающие размер полученного истцом комиссионного вознаграждения, а также стоимости услуг по перевалке леса и таможенному оформлению груза, предъявленных комитенту, и составление которых предусмотрено ст. 999 ГК РФ, обоснованно приняты налоговой инспекцией для исчисления выручки. Другие первичные учетные документы по расчетам с комитентами истцом не представлены.

ТОО “Бизнес-Маркетинг“ просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на их законность и обоснованность. Расхождение данных бухгалтерского учета с данными, содержащимися в отчетах комитента, не может служить доказательством занижения прибыли, так как отчеты комитента не являются первичными учетными документами.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции и постановление апелляционной
инстанции подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Как видно из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией по Хабаровскому краю проведена документальная проверка соблюдения налогового и валютного законодательства за период 1996 г. и 9 месяцев 1997 г. при осуществлении внешнеэкономической деятельности ТОО “Бизнес-Маркетинг“. Актом проверки от 24.07.1998 установлено занижение прибыли в результате недостоверного отражения в бухгалтерском учете полученного истцом комиссионного вознаграждения, а также невключение в доход от внереализационных операций сумм превышения стоимости услуг по перевалке леса и таможенных платежей, отраженных в отчетах комиссионера, и их фактической стоимостью. Выявленные расхождения зафиксированы налоговой инспекцией в приложениях к акту проверки N 1 - 3. По пояснению истца, расхождения образовались вследствие того, что в отчетах комиссионера допущены ошибки, поскольку отчеты составлялись неуполномоченным лицом. Фактически расчеты с комитентами за поставляемую на экспорт лесопродукцию производились не на основании отчетов комиссионера, а на основании актов сверок с приложением счетов-фактур и ГТД. Поэтому выявленные налоговой инспекцией расхождения не могли повлечь занижение прибыли. Однако документы, подтверждающие возражения истца, им не представлены и судом не исследовались. Таким образом, правомерность требований истца, с учетом возражений ответчика судом не проверена, тем самым спор по существу не рассмотрен.

На основании изложенного решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, как принятые по недостаточно исследованным обстоятельствам, дело - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.09.1998 и постановление апелляционной инстанции от 03.12.1998 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3295/7-98 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.

Постановление
вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.