Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.03.1998 N Ф03-А04/98-2/114 Нецелевое использование средств федерального бюджета, выделенных для завоза продукции в Северные районы, явилось основанием для взыскания штрафа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 марта 1998 года Дело N Ф03-А04/98-2/114“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-снабженческого предприятия “Бамтрансстрой“, г. Тында, на решение от 16.12.1997 по делу N 3/138 Арбитражного суда Амурской области по иску общества с ограниченной ответственностью производственно-снабженческого предприятия “Бамтрансстрой“, г. Тында, к Управлению Федерального казначейства по Амурской области о взыскании 38450000 рублей.

Общество с ограниченной ответственностью производственно-снабженческое предприятие “Бамтрансстрой“ обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Управлению Федерального казначейства по Амурской области и, с учетом уточненного предмета иска, просит возвратить из бюджета 38450000
рублей, взысканных как штраф за нецелевое использование средств федерального бюджета, полученных для завоза товаров в районы, приравненные к Крайнему Северу.

В судебном заседании первой инстанции истец заявил ходатайство о взыскании 3590000 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.

В удовлетворении данного ходатайства суд, в соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал, так как истцом заявлены дополнительные требования, которые не заявлялись в исковом заявлении.

Решением суда от 16.12.1997 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с доказанностью факта нецелевого использования средств федерального бюджета, со ссылкой на статью 39 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1996 год“, Указ Президента Российской Федерации “О федеральном казначействе“, Положение о Федеральном казначействе, утвержденное Постановлением Правительством Российской Федерации от 27.08.1993 N 864.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Правильность принятого судом решения проверяется в порядке и пределах статей 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью производственно-снабженческого предприятия “Бамтрансстрой“, которое просит его отменить, а исковые требования - удовлетворить.

В обоснование своих доводов истец указал на несоответствие выводов суда статье 45 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1996 год“ от 31.12.1995 N 228-ФЗ.

Ответчик в отзыве на кассационную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Представители истца и ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.

От ответчика поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Исследовав материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения
и удовлетворению кассационной жалобы по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, Отделением Федерального казначейства по г. Тында проведена проверка по вопросу целевого использования средств Федерального фонда государственной финансовой поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, о чем составлен акт от 17.03.1997.

Проверкой установлено, что истцом по соглашениям от 15.01.1996 N 68-р и от 24.01.1996 N 68-р/1 получено 600 миллионов рублей средств федерального бюджета, согласно пункту 1.3 которых средства федерального фонда имеют строго целевое назначение и используются истцом для финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в Северные районы области, в соответствии с Положением “О региональном фонде государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в Северные районы области“ и перечнем продукции (товаров), подлежащих завозу в Северные районы области за счет средств Регионального фонда, утвержденным постановлением главы Администрации Амурской области от 21.03.1995 N 129.

Полученная продукция на сумму 66962,8 тысяч рублей названному перечню не соответствует.

По результатам проверки Управлением Федерального казначейства по Амурской области, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 “О Федеральном казначействе Российской Федерации“, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.1993 N 864, вынесено предписание от 12.09.1997 N 03-13/15 о взыскании с истца 38450,0 тысяч рублей штрафа за нецелевое использование средств федерального бюджета, исчисленного за период с 12.02.1996 по 21.06.1996, исходя из учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 385 утверждено Положение о Федеральном фонде государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (далее - Федеральный фонд), органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации рекомендовано образовать региональные фонды финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Во исполнение пункта 1 указанного Положения, в целях обеспечения гарантированного снабжения населения северных регионов, предприятий и организаций, осуществляющих работу по его жизнеобеспечению продукцией (товарами), заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в июне 1994 года утвержден перечень продовольствия, товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, поставки которых финансируются за счет Федерального фонда.

Постановлением главы Администрации Амурской области от 21.03.1995 N 129 утверждено Положение “О региональном фонде государственной финансовой поддержки завоза продукции (товаров) в северные районы области“ (далее - Региональный фонд), а также утвержден перечень продукции (товаров), завоз которых финансируется за счет Регионального фонда, содержащий, в сравнении с федеральным, более широкий ассортимент товаров.

Судом, при оценке указанных перечней, являющихся нормативными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, сделан обоснованный вывод о том, что они не противоречат Федеральному закону “О федеральном бюджете на 1996 год“ и подлежат применению.

Ссылка заявителя жалобы на статью 45 названного Закона как на обоснование своих доводов не имеет правового значения, поскольку данная статья предусматривает разрешение Правительству Российской Федерации выдавать бюджетные ссуды органам исполнительной власти субъектов Федерации на покрытие кассового разрыва, возникающего в связи с несовпадением сроков возврата выданных в 1995 году средств Федерального фонда и направленных в 1996 году на формирование региональных фондов.

Учитывая, что истцом приобретены телефонные аппараты, покрышки, краскораспылители, автошины, пишущая машинка, товары, не предусмотренные федеральным и региональным перечнями, суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, сделал обоснованный вывод о правомерности требований Управления Федерального казначейства по Амурской области об уплате
обществом с ограниченной ответственностью производственно-снабженческим предприятием “Бамтрансстрой“ 38450000 рублей штрафа за нецелевое использование федеральных средств, исчисленного в соответствии со статьей 39 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1996 год“ в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную и объективную оценку. Доказательств, опровергающих выводы арбитражного суда, заявитель не представил.

При таких обстоятельствах решение суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Амурской области от 16.12.1997 по делу N 3/138 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.