Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.12.2003 N А29-740/2003-1Э Возмещение недополученных предприятием связи доходов в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 декабря 2003 года Дело N А29-740/2003-1Э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Прониной С.А., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми на решение от 22.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 по делу N А29-740/2003-1Э Арбитражного суда Республики Коми, принятые судьями Голубых В.В., Вакулинской М.В., Дончевской О.А., Юркиной Л.Ю., по иску открытого акционерного общества “Связь“ Республики Коми к управлению по социальным вопросам администрации муниципального округа “Корткеросский район“, Министерству финансов
Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, министерству финансов Республики Коми о взыскании 147575 рублей 88 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Связь“ Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к управлению по социальным вопросам администрации муниципального округа “Корткеросский район“, министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерству финансов Республики Коми о взыскании 147575 рублей 88 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2000 году гражданам льгот по услугам связи на основании Федерального закона “О ветеранах“ и законов Республики Коми “О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми“ и “О социальной защите инвалидов в Республике Коми“.

Определением от 26.02.2003 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство труда и социального развития Российской Федерации и министерство по социальным вопросам Республики Коми.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 30 Федерального закона “О связи“, 10 Федерального закона “О ветеранах“, 28 Закона Республики Коми “О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми“, 16 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением от 22.07.2003 удовлетворил исковые требования частично. В пользу ОАО “Связь“ взыскал 1329 рублей 88 копеек с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и 146246 рублей с министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми, в иске к управлению по социальным вопросам администрации отказал.

При этом суд сослался на неполное финансирование федеральным бюджетом расходов на оплату предоставленных на основании законодательных актов льгот и отсутствие в этой связи вины Министерства труда и социального развития Российской
Федерации, управления по социальным вопросам администрации муниципального округа “Корткеросский район“ и министерства по социальным вопросам Республики Коми.

Постановлением от 22.10.2003 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять новое решение об освобождении его от ответственности.

Заявитель оспаривает вывод суда о наличии с его стороны неправомерных действий, явившихся причиной возникновения у акционерного общества убытков вследствие реализации названных законов, как противоречащий нормам права. Ответчик ссылается на постановление Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.2000, в соответствии с которым эти льготы оплачиваются за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Кассатор считает, что лицом, обязанным по настоящему иску (в обжалуемой сумме), является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, выступающее главным распорядителем бюджетных средств, в полномочия которого входит распределение ассигнований по субъектам Российской Федерации.

ОАО “Связь“ в отзыве просило оставить решение и постановление по делу без изменения как законные и обоснованные и рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, отзыва не представили.

Законность решения от 22.07.2003 и постановления апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-740/2003-1Э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ОАО “Связь“ в 2000 году предоставляло
населению льготы за пользование услугами связи, предусмотренные Федеральным законом “О ветеранах“ и законами Республики Коми “О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми“ и “О социальной защите инвалидов в Республике Коми“. Факты оказания ОАО “Связь“ в спорный период услуг связи льготной категории граждан и недополучения в этой связи 1329 рублей 88 копеек подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Сумма недополученных платежей в результате предоставления указанных льгот предъявлена акционерным обществом ко взысканию в качестве убытков.

В соответствии со статьей 30 (частью 3) Закона Российской Федерации “О связи“ от 16.02.1995 N 15-ФЗ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Федерации возмещение недополученных предприятиями связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 14 Федерального закона “О ветеранах“ (в редакции федеральных законов от 18.11.1998 N 171-ФЗ, от 18.11.1998 N 172-ФЗ) предусмотрены льготы в размере 100 процентов на установку телефона, 50 процентов по абонентской плате и 50 процентов за пользование радио. Согласно статье 10 названного Федерального закона расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им производятся за счет федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85) утверждены Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. Согласно пункту 2 Правил финансирование
таких расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами.

Из материалов дела усматривается, что средства из федерального бюджета министерству Республики Коми по социальным вопросам в первом полугодии 2000 года не выделялись, во втором полугодии их размер составил 409 тысяч рублей. Указанные средства перечислены через органы федерального казначейства и распределены министерством по муниципальным образованиям в полном объеме.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Таким образом, убытки у ОАО “Связь“ по предоставлению льгот на основании Федерального закона “О ветеранах“ возникли из-за недостаточного финансирования из федерального бюджета. Об этом факте Министерство финансов Российской Федерации указывает в кассационной жалобе. Данный вывод не противоречит имеющимся в деле документам.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми в силу названных выше норм принял обоснованное решение о возмещении убытков в обжалуемой части с Министерства финансов Российской Федерации.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Коми соответствуют нормам права, сделанные в нем выводы - имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.

Вопрос о
распределении расходов по государственной пошлине суд округа не рассматривает, поскольку заявитель кассационной жалобы от ее уплаты освобожден в силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2003 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-740/2003-1Э оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.

ПРОНИНА С.А.