Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.08.2003 N А82-52/2003-А/3 При ликвидации юридического лица конкурсный управляющий обязан представлять соответствующие документы в регистрирующий орган.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 августа 2003 года Дело N А82-52/2003-А/3“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноперекопскому району города Ярославля на решение от 07.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2003 по делу N А82-52/2003-А/3 Арбитражного суда Ярославской области, принятые судьями Веселовой И.И., Дегиной Т.И., Коробовой Н.Н., Гошиной Н.Н., по заявлению конкурсного управляющего дочернего предприятия “Производственное объединение “Нефтехимсервис“ о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности и

УСТАНОВИЛ:

Конкурсный
управляющий дочернего предприятия “Производственное объединение “Нефтехимсервис“ обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноперекопскому району города Ярославля (далее - ИМНС по Красноперекопскому району, Инспекция) от 05.03.2003 N 49 о привлечении к административной ответственности по статье 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в сумме 5000 рублей (50 минимальных размеров оплаты труда).

Суд первой инстанции решением от 07.04.2003 признал незаконным и отменил постановление налогового органа, поскольку объединение “Нефтехимсервис“ находится в стадии ликвидации как несостоятельный должник, а по смыслу статьи 26 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ (N 129-ФЗ от 08.08.2001) обязанности по представлению указанных в данной норме сведений не распространяются на ликвидируемые предприятия.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2003 решение оставлено без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИМНС по Красноперекопскому району обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их, принять новое решение о признании оспариваемого постановления налогового органа законным и обоснованным.

Податель жалобы считает, что статья 26 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ не освобождает предприятие-банкрот от обязанности представлять сведения о юридическом лице в регистрирующий орган. Конкурсный управляющий как должностное лицо предприятия, находящегося в стадии банкротства, должен быть привлечен к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 14.25 названного Кодекса.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда округа не явились.

Законность решения от 07.04.2003 и постановления от 21.05.2003 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-52/2003-А/3 проверена Федеральным арбитражным
судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, решением суда от 22.01.2002 дочернее предприятие “Производственное объединение “Нефтехимсервис“ признано несостоятельным (банкротом); конкурсным управляющим назначен Ивашин Василий Николаевич.

Инспекция составила протокол от 05.03.2003 N 49 об административном правонарушении, которым Ивашину В.Н. вменено в вину нарушение статьи 26 (пункта 3) Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ (N 129-ФЗ от 08.08.2001). Постановлением от 25.03.2003 N 49 конкурсный управляющий привлечен к административной ответственности по статье 14.25 Кодекса в виде наложения штрафа в сумме 5000 рублей.

Основанием для привлечения последнего к административной ответственности явилось нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с переходными положениями, установленными статьей 26 (пунктом 3) Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ (N 129-ФЗ от 08.08.2001), уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в законную силу указанного Закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами “а“ - “д“ и “л“ статьи 5 (пункта 1) Закона. Невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

Названная норма не содержит каких-либо исключений (особых правил) в отношении предприятий, находящихся в стадии ликвидации. Более того, статья 9 Закона относит к числу уполномоченных лиц, обязанных представлять при ликвидации юридического лица соответствующие документы в регистрирующий орган, конкурсного управляющего.

Таким образом, вывод Арбитражного суда Ярославской области об отсутствии у конкурсного управляющего обязанности по представлению документов в регистрирующий орган не соответствует нормам Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“.

В силу
статьи 14.25 (пункта 3) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц“ введен в действие с 01.07.2002. Конкурсный управляющий представил указанные сведения 05.03.2003, то есть за пределами установленного срока (31.12.2003).

При таких обстоятельствах в действиях конкурсного управляющего ДП “Производственное объединение “Нефтехимсервис“ усматривается состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.25 Кодекса.

Вместе с тем, статья 2.9 Кодекса предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. В этом случае судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Учитывая, что последствием нарушения требования статьи 26 (пункта 3) Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ является ликвидация юридического лица, а ДП “Производственное объединение “Нефтехимсервис“ в силу статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации находится в стадии ликвидации, а также принимая во внимание факт последующего представления конкурсным управляющим соответствующих документов в регистрирующий орган, суд округа считает возможным признать рассматриваемое правонарушение малозначительным и освободить конкурсного управляющего от административной ответственности.

Таким образом, неправильный вывод судебных инстанций не повлиял на законность судебных актов, так как оспариваемое постановление вынесено без учета малозначительности правонарушения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не
подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 21.05.2003 по делу N А82-52/2003-А/3 Арбитражного суда Ярославской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноперекопскому району города Ярославля - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ТЕРЕШИНА Н.М.

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.