Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.10.2002 N А38-14/37-02 Деятельность по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными) не освобождена от применения контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 октября 2002 года Дело N А38-14/37-02“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Забурдаевой И.Л., судей Масловой О.П., Базилевой Т.В., при участии представителей от истца: Глазковой Т.В. (доверенность от 01.10.02 N 04/16527), Чепурнова В.В. (доверенность от 03.01.02 N 06/03), от ответчика: Ширшова В.А. - предпринимателя (паспорт серии I-ЕС N 524673, выданный ОВД Ленинского района г. Йошкар - Ола); Никифорова В.А. (доверенность от 22.04.02 N Д-425) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. на решение от 25.04.02 и на постановление апелляционной инстанции от 26.07.02 по делу N А38-14/37-02 Арбитражного суда Республики
Марий Эл, принятые судьями Поповой Г.Г., Васютиным Е.З., Лабжания Л.Д., Ширковой Г.Ю. по иску Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании штрафа в сумме 5000 рублей (с учетом изменения 4800 рублей) за осуществление денежных расчетов населением без применения контрольно-кассовой машины и

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании штрафа в сумме 5000 рублей за осуществление денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ).

Решением суда от 25.04.02 иск удовлетворен, с предпринимателя взыскан штраф в сумме 4800 рублей (200 рублей зачтено налоговым органом в счет уплаты штрафа).

Постановлением апелляционной инстанции от 26.07.02 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, индивидуальный предприниматель Ширшов В.А. обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку судом неправильно применены статьи 426, 784, 786, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьи 10, 27, 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20.06.84; статьи 1.7, 2.1, 2.2, 14.5, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01; статьи 6, 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

По мнению заявителя, перевозка пассажиров осуществлялась автобусом в режиме транспорта общего пользования, а не маршрутного такси, поэтому применение контрольно-кассовой машины для ответчика необязательно.

Кроме того, заявитель считает, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действии
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ и статьей 14.5 названного Кодекса сумма штрафа должна быть уменьшена, поскольку ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин данными нормативно-правовыми актами смягчена.

Подробно доводы ответчика изложены в кассационной жалобе и подтверждены представителями в судебном заседании.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле (далее Инспекция) в отзыве на кассационную жалобу и ее представители в судебном заседании против доводов заявителя возразили, считают решение и постановление законными и обоснованными.

Правильность применения Арбитражным судом Республики Марий Эл норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле совместно с Управлением федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 20.11.01 была проведена проверка соблюдения правил применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением при перевозке пассажиров в маршрутном такси Ширшова В.А.

В ходе проверки было установлено, что предприниматель осуществляет перевозку пассажиров с использованием автотранспортного средства ГАЗ 322132, государственный номер В 733 ВМ без применения кассового аппарата.

Постановлением начальника Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Йошкар-Оле от 27.11.01 N 1069 на предпринимателя Ширшова В.А. наложен штраф в сумме 5000 руб., предусмотренный статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Поскольку предпринимателем штраф добровольно уплачен не был, то Инспекция обратилась с иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя иск, Арбитражный суд Республики Марий Эл, руководствуясь статьями 6, 7 Закона РСФСР “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, статьей 146.5 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, исходил из того, что услуги по перевозке пассажиров производятся предпринимателем в режиме маршрутного такси.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ осуществление торговых операций или оказание услуг на территории Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Правительством Российской Федерации утвержден перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.

Согласно пункту 1 Перечня, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 917), организации, предприятия, учреждения и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином Российской Федерации по согласованию с Государственной экспертной комиссией по ККМ, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).

Материалы дела свидетельствуют о том, что распоряжением мэра г. Йошкар-Олы N 393-р от 15.06.01 ответчику разрешено использовать линейные сооружения пассажирского транспорта для осуществления пассажирских перевозок маршрутными такси.

Стоимость билета, выдаваемого пассажирам, соответствует тарифам, установленным для маршрутного такси.

Кроме того в расчете
единого налога на вмененный доход ответчиком указана базовая доходность, соответствующая виду деятельности, - оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Марий Эл на основании всестороннего, объективного и полного исследования доказательств пришел к правильному выводу, что перевозки пассажиров Ширшовым В.А. осуществляются в режиме маршрутного такси.

Документально выводы суда заявителем не опровергнуты.

Факт предоставления права бесплатного и льготного проезда для отдельных категорий граждан как признак перевозок автобусом в режиме общего пользования материалами дела не подтвержден.

Паспорт маршрута N 18 городского пассажирского транспорта, утвержденный главой администрации г. Йошкар-Олы Тарковым В.В. 12.07.02, определяющий вид маршрута как пригородный - автобусный, на момент проверки у ответчика отсутствовал, поэтому судом во внимание не принимается.

На основании вышеизложенного суд сделал обоснованный вывод о совершении ответчиком правонарушения, выражающегося в неприменении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, ответственность за которое предусмотрена статьей 7 Закона Российской Федерации “О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением“ и статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Довод ответчика, изложенный в кассационной жалобе, о степени вины и соответственно размере наложенного штрафа в контекстах статьи 6 Закона Российской Федерации “О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ и статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые смягчают ответственность за неприменение ККМ, судом по заявлению ответчика не рассматривался, поскольку постановлением Инспекции от 01.10.02 N 01-П размер штрафа пересмотрен и установлен в минимальном размере - 3000 рублей.

При принятии решения Арбитражным судом Республики Марий Эл нормы материального права применены правильно. Нарушений процессуального законодательства, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации и являющихся бесспорным основанием к отмене судебного акта, не установлено. Поэтому данный судебный акт является законным и не подлежит направлению на новое рассмотрение.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25 апреля 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 26 июля 2002 года Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-14/37-02 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ф.И.О. - без удовлетворения.

Расходы по государственной пошлине отнести на индивидуального предпринимателя Ф.И.О.

Индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. выдать справку на возврат 80 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

ЗАБУРДАЕВА И.Л.

Судьи

МАСЛОВА О.П.

БАЗИЛЕВА Т.В.