Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.01.2002 N А28-4410/01-169/18 Деятельность лесхоза по ведению лесного хозяйства не является предпринимательской, поэтому средства, поступающие от реализации лесопродукции, не являются объектами обложения по налогам, исчисляемым с оборота.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке

законности и обоснованности решений

(определений, постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 29 января 2002 года Дело N А28-4410/01-169/18“

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Базилевой Т.В., судей: Бердникова О.Е., Масловой О.П., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нолинскому району Кировской области на решение от 28.08.01 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.01 по делу N А28-4410/01-169/18 Арбитражного суда Кировской области (судьи: Грухин Н.Г., Лобанова Л.Н., Авдеенко В.П., Кулдышев О.Л., Попова Н.М., Садакова О.А.),

УСТАНОВИЛ:

Сельскохозяйственный потребительский кооператив “Нолинский межхозяйственный лесхоз“ (далее
- Лесхоз, кооператив) обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском о признании недействительными постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нолинскому району Кировской области (ныне - Межрайонная Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Кировской области, далее - Инспекция) от 06.10.2000 N 77 и решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировской области (далее - Управление) от 20.10.2000 N 04-13/6250 в части доначисления налога на добавленную стоимость за 1999 год в размере 27539 рублей и пеней в той же сумме.

Решением суда от 28.08.01 иск удовлетворен в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 01.11.01 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нолинскому району Кировской области обжаловала принятые решение и постановление в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа со ссылкой на неправильное применение норм материального права, а именно Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ и приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188.

По мнению заявителя, сельскохозяйственный потребительский кооператив “Нолинский межхозяйственный лесхоз“ не имеет статуса государственного учреждения, поэтому, должен уплачивать налог на добавленную стоимость. В связи с этим он просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.

В отзыве на кассационную жалобу Лесхоз указал на законность обжалуемых судебных актов и просил оставить их без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Правильность применения Арбитражным судом Кировской области норм материального и
процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нолинскому району проведена выездная налоговая проверка сельскохозяйственного потребительского кооператива “Нолинский межхозяйственный лесхоз“ по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.07.98 по 31.12.99.

В ходе проверки установлены факты нарушения налогового законодательства, которые зафиксированы в акте от 30.06.2000. В частности, получая в 1999 году средства от реализации древесины от рубок ухода за лесом, Лесхоз не включал их в налогооблагаемую базу для исчисления налога на добавленную стоимость.

За указанное нарушение руководителем Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нолинскому району 06.10.2000 вынесено решение N 77, которым кооператив привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений. По пункту 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации на Лесхоз наложен штраф за неуплату налогов на добавленную стоимость в размере 13843 рублей 88 копеек и на прибыль - 168 рублей 20 копеек. Налогоплательщику предложено в срок, указанный в требовании, перечислить в бюджет вышеуказанные налоговые санкции, а также недоимку по налогам на прибыль в сумме 841 рубль и на добавленную стоимость - 69219 рублей 40 копеек; пени по налогам на прибыль - 76 рублей 78 копеек, на добавленную стоимость - 55603 рублей 39 копеек, 401 рубль 54 копейки налога с продаж.

Лесхоз обжаловал акт проверки от 30.06.2000 в части доначисления налога на добавленную стоимость с реализации древесины от рубок ухода в 1999 году в размере 27539 рублей в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Кировской области. Решением от 20.10.2000 N 04-13/6250 Управление изменило решение Инспекции от 06.10.2000 N 77, отменив взыскание штрафных санкций по налогу на добавленную стоимость за неуплату налога в сумме 5508 рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.

Считая решения налоговых органов необоснованными, Лесхоз обжаловал их в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Кировской области, руководствуясь статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, пунктом 1, подпунктами 21, 22, 23, 24 пункта 10 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, Положением об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.97 N 1601, пунктом 2.1.1 Наставлений по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22.12.93 N 347, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.01.95 N 9-5-2/1, приказом государственного учреждения “Кировское управление сельскими лесами“ от 16.11.98 N 01, исходил из того, что независимо от формы собственности Лесхоза его деятельность по реализации древесины, полученной в результате рубок ухода за лесами, не может быть признана коммерческой деятельностью при условии зачисления полученных от ее реализации денежных средств на специальный счет “Средства по поручениям“ и их расходовании на лесовосстановительные, лесохозяйственные мероприятия.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации “О
налоге на добавленную стоимость“ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

К плательщикам налога на добавленную стоимость подпункт “а“ пункта 1 статьи 2 Закона относит предприятия и организации, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

В соответствии с пунктом 1.4 статьи 1 Устава сельскохозяйственного потребительского кооператива “Нолинский межхозяйственный лесхоз“ истец является некоммерческой организацией.

Одним из основных видов деятельности Лесхоза является ведение лесного хозяйства (пункт 3.2 статьи 3 Устава).

В соответствии с пунктом 2 приказа государственного учреждения “Кировское управление сельскими лесами“ от 16.11.98 N 01 сельскохозяйственному потребительскому кооперативу “Нолинский межхозяйственный лесхоз“ как специализированному лесохозяйственному предприятию передан для ведения лесного хозяйства и документально закреплен лесной фонд сельских лесов Нолинского района.

Согласно пунктам 21, 22, 23, 24 <*> Общего положения о лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.98 N 188, на лесхозы возложено в том числе:

- осуществление ухода за лесами;

- выполнение работ по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств;

- обеспечение сохранности и своевременного воспроизводства ценных древесных пород;

- осуществление рубок промежуточного пользования.

Как следует из пункта 2.1.1 Наставлений по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части России, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22.12.93 N 347, рубки ухода являются важнейшим лесовосстановительным мероприятием, направленным на формирование устойчивых, высокопродуктивных хозяйственно - ценных насаждений, сохранение и усиление их полезных функций и своевременное использование древесины. Они осуществляются путем удаления из
насаждений нежелательных деревьев для создания благоприятных условий роста лучшим деревьям главных пород.

Судебными инстанциями установлено, что средства, полученные Лесхозом от реализации древесины от рубок ухода за лесом, зачислялись им не на расчетный, а на текущий счет “Средства по поручениям“ и расходовались исключительно на финансирование основной лесохозяйственной деятельности.

Зачисление средств от реализации древесины от рубок ухода за лесом на текущий счет “Средства по поручениям“ обусловлено тем, что одним из источников покрытия затрат на лесное хозяйство являются собственные средства лесхозов, полученные в том числе от реализации вышеуказанной древесины.

В письме от 06.01.95 N 9-5-2/1 Министерства финансов Российской Федерации сказано, что зачисление на текущий счет “Суммы по поручениям“ средств, полученных от лесохозяйственной деятельности и направляемых на покрытие затрат лесного хозяйства, является мобилизацией собственных средств и налогообложению не подлежит.

Таким образом, судом установлено и не оспаривается налоговой инспекцией, что средства, не включенные Лесхозом в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость:

- получены от реализации древесины от рубок ухода за лесом как вида лесохозяйственных работ, относящихся к основной деятельности лесхозов;

- зачислены на текущий счет “Средства по поручениям“;

- являясь средствами целевого назначения, расходовались исключительно на финансирование затрат на ведение лесного хозяйства.

Письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации N ВЗ-6-03/500 и Министерства финансов Российской Федерации N 04-03-03 от 22.07.96 разъяснено, что выручка от рубок ухода за лесом при использовании по целевому назначению налогом на добавленную стоимость не облагается.

Принимая во внимание вышеизложенное, Арбитражный суд Кировской области, всесторонне и полно исследовав материалы дела, правомерно удовлетворил иск Лесхоза, не допустив нарушений норм материального и процессуального права при признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по Нолинскому району Кировской области от 06.10.2000 N 77 и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировской области от 20.10.2000 N 04-13/6250

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, так как заявитель в силу пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.08.01 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.01 по делу N А28-4410/01-169/18 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Нолинскому району Кировской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

БАЗИЛЕВА Т.В.

Судьи

БЕРДНИКОВ О.Е.

МАСЛОВА О.П.

-------------------------------

<*> Примечание КонсультантАрбитраж:Волго-ВятскийОкруг:

Имеются в виду подпункты 21, 22, 23, 24 пункта 10 Положения о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России.