Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.03.2001 N А29-6857/00А Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 марта 2001 года Дело N А29-6857/00А“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей Базилевой Т.В., Чигракова А.И., без участия представителей сторон, рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару на решение от 13.12.2000 по делу N А29-6857/00А Арбитражного суда Республики Коми, судья Борлакова Р.А.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Бил-С“ о взыскании налоговых
санкций в сумме 1873 рублей.

Решением суда от 13.12.2000 иск удовлетворен в части взыскания 1830 рублей 92 копеек.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом в неудовлетворенной части иска, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель считает, что Арбитражным судом Республики Коми неправильно применен пункт 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, ответственность, предусмотренная названной нормой, подлежит применению в редакции, действующей в момент вынесения решения о ее применении.

Общество с ограниченной ответственностью “Бил-С“ отзыв на кассационную жалобу не представило.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Правильность применения Арбитражным судом Республики Коми норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару проведена камеральная проверка представленных обществом с ограниченной ответственностью “Бил-С“ 30.03.2000 дополнительных налоговых деклараций. В составленном по ее результатам акте от 06.06.2000 отмечено, что ответчик не уплатил налог с продаж за 2-й квартал и октябрь 1999 года, налог на пользователей автомобильных дорог за 3-й квартал 1999 года, налог на добавленную стоимость за 2, 3, 4-й кварталы 1999 года. На основании материалов проверки руководителем налогового органа принято решение от 06.06.2000 N 16-37/286 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа
в размере 20% от величины неуплаченных налогов.

Частично отказывая в иске, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“ от 09.07.1999. Суд посчитал, что ответственность за неуплату налогов за 2-й квартал 1999 года должна применяться в соответствии с действовавшим в тот период законодательством. Поскольку правонарушение выявлено не в результате выездной налоговой проверки, то применение налоговой санкции в размере 42 рублей 08 копеек суд счел неправомерным.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Согласно пункту 1 статьи 122 Кодекса в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений Федеральным законом от 09.07.1999 неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной налоговой проверке налоговым органом, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога. Та же норма в более поздней редакции установила ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

В последнем случае состав налогового правонарушения
имеет более широкий характер, что свидетельствует об отягчении ответственности за налоговое правонарушение. Следовательно, пункт 1 статьи 122 Кодекса должен применяться к отношениям, возникшим во 2-й квартале 1999 года, в первоначальной редакции.

На основании вышеизложенного Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что Арбитражным судом Республики Коми нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не установлено.

Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.12.2000 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-6857/00А оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сыктывкару - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

БЕРДНИКОВ О.Е.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

ЧИГРАКОВ А.И.