Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2000 по делу N 1024/5 Пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999 на задолженность по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 января 2000 года Дело N 1024/5“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масловой О.П., судей Чигракова А.И., Чубарова А.В., без участия представителей сторон, рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Ивановской области на решение от 12.10.1999 по делу N 1024/5 Арбитражного суда Ивановской области, судья Газиева Ф.А.,

УСТАНОВИЛ:

С учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ивановской области обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с
предпринимателя Ф.И.О. 1342 рублей 84 копеек пеней за просрочку уплаты страховых взносов.

Решением от 12.10.1999 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Ивановской области обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Заявитель считает, что до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации на внебюджетные фонды не распространяются порядок и условия взимания сборов, определенные в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку права и обязанности участников налоговых отношений, предусмотренные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, применяются только в отношении установленной системы налогов и сборов, а страховые взносы во внебюджетные фонды не входят в перечень налогов и сборов, обозначенных в статьях 19 - 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, суду первой инстанции следовало руководствоваться нормами специального законодательства по обязательному медицинскому страхованию, которые не предусматривают возможность ограничения размера пеней суммой недоимки.

Мишина Ф.М. отзыв на кассационную жалобу не представила.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.

Правильность принятого решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Тейковским районным филиалом Территориального фонда обязательного медицинского страхования проведена проверка своевременности и полноты
уплаты страховых взносов в федеральный и территориальные фонды предпринимателем Мишиной Ф.М. (акт от 11.06.1999).

В результате проверки установлено, что годовой доход предпринимателя составил: за 1993 год - 411 рублей 60 копеек; за 1994 год - 5500 рублей 84 копейки; за 1995 год - 3185 рублей 39 копеек; за 1996 год - 6532 рубля 45 копеек; за 1997 год - 3810 рублей 35 копеек.

Страховые взносы уплачены предпринимателем в полном объеме до 15.08.1998.

Однако в связи с тем, что взносы уплачены с нарушением установленных сроков, Тейковским районным филиалом Территориального фонда обязательного медицинского страхования к указанному акту проверки принято решение о взыскании с предпринимателя Мишиной Ф.М. 3502 рублей 18 копеек пеней.

Поскольку предприниматель в добровольном порядке указанную сумму не уплатил, Фонд обратился в арбитражный суд с иском.

В ходе рассмотрения дела с учетом применения срока исковой давности и перерасчетом пеней по состоянию на 01.01.1999 сумма иска в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнена истцом до 1342 рублей 84 копеек.

В обоснование иска истец сослался на нормы специальных законодательных и нормативно-правовых актов по обязательному медицинскому страхованию.

Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, согласно которому суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные плательщиком сборов к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, уплачиваются в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы сбора. При этом суд также исходил из того, что по состоянию
на 01.01.1999 задолженность по страховым взносам у предпринимателя Мишиной Ф.М. отсутствовала (погашена до 15.08.1998).

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что принятое Арбитражным судом Ивановской области решение соответствует нормам материального права, в связи с чем отмене не подлежит.

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации с 18.08.1999 действует в редакции Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ. Согласно статье 9 Кодекса органы государственных внебюджетных фондов введены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, их полномочия приведены в статье 34.1 Кодекса.

Из указанного следует, что в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ специальные законодательные акты по внебюджетным фондам продолжают действовать в отношении установления объектов налогообложения, порядка исчисления сборов и сроков уплаты. В остальной части их положения применяются только в тех случаях, если они не противоречат части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Видимо, имеется в виду пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ, а не статья 8.

Наделив органы государственных внебюджетных фондов полномочиями налоговых органов, законодатель в статье 8 Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ установил, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не уплаченные налогоплательщиками (плательщиками сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 01.01.1999, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное ограничение действует в период с 01.01.1999 до вступления в силу настоящего Федерального закона.

В упомянутой статье не
содержится оговорка о том, что ее положения не распространяются на государственные внебюджетные фонды, следовательно, пени, начисленные по состоянию на 01.01.1999, а также с 01.01.1999 до 18.08.1999, взыскиваются в размере, не превышающем сумму недоимки.

Доводы заявителя о том, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды не входят в перечень налогов и сборов, установленных статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не влияют на существо спора, ибо в упомянутых статьях речь идет о сборах, взимаемых государственными налоговыми инспекциями. С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации обязанность плательщиков по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды не отменена.

С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о необходимости ограничения размера пеней суммой недоимки, а в рассматриваемом случае - об отсутствии оснований для взыскания пеней в связи с отсутствием самой недоимки, являются правильными.

Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе не рассматривался в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 12.10.1999 по делу N 1024/5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

МАСЛОВА О.П.

Судьи

ЧИГРАКОВ А.И.

ЧУБАРОВ А.В.