Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.09.1999 N А38-14/63-99 Расходы по выплате и доставке пенсий составляют часть бюджета Пенсионного фонда, поэтому объект налогообложения по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость отсутствует.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО - ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке

законности и обоснованности решений

(определений, постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 сентября 1999 года Дело N А38-14/63-99“

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа в составе: председательствующего Базилевой Т.В., судей: Масловой О.П., Чубарова А.В., без участия представителей сторон, рассмотрев кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Советскому району на решение от 12.05.99 и постановление от 08.07.99 по делу N А38-14/63-99 Арбитражного суда Республики Марий Эл, судьи: Попова Г.Г., Рогожина Л.В., Скочилова Л.Г., Ширкова Г.Ю., Рыбаков А.А., Суслопарова М.И.,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда России по Советскому району обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском о
признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Советскому району от 31.03.99.

Государственная налоговая инспекция по Советскому району предъявила встречный иск о взыскании с истца недоимки по налогу на прибыль в сумме 559 рублей 13 копеек, 111 рублей 63 копейки штрафа в размере 20 процентов от налога на прибыль, недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 34045 рублей, 5397 рублей 81 копейки штрафа в размере 20 процентов от налога на добавленную стоимость; 5000 штрафа за неотражение в декларации сумм налога на добавленную стоимость.

Решением суда от 12.05.99 иск Управления Пенсионного фонда России по Советскому району удовлетворен. Решение Государственной налоговой инспекции по Советскому району от 31.03.99 признано полностью недействительным.

В удовлетворении встречного иска о взыскании с Управления Пенсионного фонда России по Советскому району 45313 рублей 57 копеек финансовых санкций отказано.

Постановлением от 08.07.99 апелляционная инстанция решение от 12.05.99 оставила без изменения.

Не согласившись с выводами суда, Государственная налоговая инспекция по Советскому району обжаловала решение и постановление по делу в Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а встречный иск - удовлетворению в полном объеме.

В обоснование своих требований Государственная налоговая инспекция указывает на обоснованность взыскания налога на добавленную стоимость и налога на прибыль в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Заявитель считает, что, поскольку финансирование расходов по доставке государственных пенсий и пособий производится из бюджета Российской Федерации на возвратной основе, такие средства являются выручкой Пенсионного фонда от оказания услуги населению. С выручки должны исчисляться и уплачиваться налоги.

Отзыв на кассационную жалобу
не поступал.

Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Республики Марий Эл при принятии решения и постановления по делу N А38-14/63-99 проверена Федеральным арбитражным судом Волго - Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с 3 по 22 марта 1999 года Государственной налоговой инспекцией по Советскому району была проведена тематическая документальная проверка по соблюдению налогового законодательства Управлением Пенсионного фонда России в Советском районе Республики Марий Эл за 1997 - 1998 годы.

По результатам проверки 22.03.99 составлен акт, которым установлено, что денежные средства от Пенсионного фонда России, полученные Управлением Пенсионного фонда по Советскому району на содержание отдела доставки пенсий, являются выручкой от оказания услуг по доставке пенсий населению, поэтому облагаются налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.

На основании акта проверки начальник Государственной налоговой инспекции по Советскому району вынес решение от 31.03.99 о привлечении Управления Пенсионного фонда к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 121 Налогового кодекса Российской Федерации на общую сумму 45313 рублей 57 копеек.

Удовлетворяя иск Управления Пенсионного фонда России по Советскому району о признании названного решения Государственной налоговой инспекции недействительным и отказывая налоговому органу в удовлетворении встречного иска о взыскании с истца финансовых санкций, суд исходил из того, что расходы по выплате и доставке пенсий составляют часть бюджета Пенсионного фонда согласно Федеральному закону “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1997 год“ N 79-ФЗ от 27.05.98.

Управление Пенсионного фонда России по Советскому району
Республики Марий Эл осуществляло деятельность по выдаче и доставке пенсий физическим лицам бесплатно. Поэтому объект налогообложения по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость отсутствовал.

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.

Статьей 2 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ установлено, что плательщиками налога являются предприятия и организации, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Статьей 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ установлено, что объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), уменьшенную на сумму расходов.

Таким образом, основанием для исчисления и уплаты названных налогов является наличие полученной налогоплательщиком выручки (дохода) от реализации услуг.

Кроме того, услуги должны оказываться в рамках осуществления предпринимательской деятельности.

В рассматриваемом случае деятельность подотдела Пенсионного фонда не являлась коммерческой, так как не предполагала получение от нее дохода за счет населения.

Основной деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации (в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации) и его территориальных организаций
является государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Средства, поступившие на осуществление основной уставной деятельности, являются целевыми и не подлежат налогообложению.

Согласно статье 4 Федерального закона “О бюджете Пенсионного фонда в Российской Федерации на 1997 год“, расходы на доставку и пересылку всех видов государственных пенсий финансировались Пенсионным фондом Российской Федерации на возвратной основе, то есть с последующим возмещением из федерального бюджета.

Указывая на этот факт, как на свидетельство получения фондом дохода, Государственная налоговая инспекция не доказала факт возмещения из бюджета Российской Федерации сумм, направленных на обеспечение доставки пенсий населению. Более того, в случае наличия излишнего возмещения указанных сумм, возникают правоотношения между фондом и бюджетом, вытекающие из расчетов, которые не регулируются налоговым законодательством. Поэтому данный довод Государственной налоговой инспекции, изложенный в кассационной жалобе, отклоняется.

Из изложенного следует, что Управление Пенсионного фонда России по Советскому району Республики Марий Эл выполняло возложенную на него государством обязанность по доставке пенсий населению бесплатно и объектов налогообложения по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость в виде выручки (дохода) не имело.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 12.05.99 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.99 по делу N А38-14/63-99 отмене не подлежат.

Вопрос взыскания государственной пошлины судом не рассматривался, так как заявитель в силу части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ от ее уплаты освобожден.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.05.99 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.99 Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу N А38-14/63-99 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Советскому району Республики Марий Эл - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

БАЗИЛЕВА Т.В.

Судьи

МАСЛОВА О.П.

ЧУБАРОВ А.В.