Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.08.1999 по делу N А82-66/99-А/1 Деятельность лечебного учреждения по реализации санаторно-курортных путевок не является предпринимательской, следовательно, доход от реализации путевок не подлежит налогообложению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 августа 1999 года Дело N А82-66/99-А/1“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Базилевой Т.В., Масловой О.П., при участии представителей истца: Козлова М.А. по удост. N 01683 от 27.07.1996, Ландаря А.П. по доверенности, рассмотрев кассационные жалобы лечебного учреждения “Железнодорожник“ и Государственной налоговой инспекций по Кировскому району г. Ярославля на решение от 14.04.1999 и постановление от 10.06.1999 по делу N А82-66/99-А/1 Арбитражного суда Ярославской области, судьи Розова Н.А., Суровова М.В., Веселова И.И., Гошина Н.Н., Митрофанова Г.П., Шумилова Л.Д.,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Северной
транспортной прокуратуры г. Ярославля обратился в Арбитражный суд Ярославской области в интересах лечебного учреждения “Санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ государственного предприятия “Ярославское отделение Северной железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации“ с иском к Государственной налоговой инспекции по Кировскому району г. Ярославля о признании недействительным решения N 02-26/78 от 28.12.1998 о взыскании финансовых санкций в сумме 933814 рублей 80 копеек по налогу на прибыль.

Решением суда от 14.04.1999 признано недействительным решение налоговой инспекции о взыскании заниженной прибыли в сумме 347459 рублей 40 копеек. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10.06.1999 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, лечебное учреждение “Санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Ярославской области в части отказа в иске.

Заявитель считает, что судом неправильно применена норма материального права, а именно статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как создание санатория-профилактория “Железнодорожник“, как коммерческой организации, по приказу начальника Ярославского отделения Северной железной дороги - ничтожно, поскольку регистрация предприятия осуществлена в противоречии с требованиями закона. Кроме того, после регистрации в 1995 году истец продолжал осуществлять деятельность лечебного учреждения в полном соответствии с Типовым положением о санатории-профилактории профсоюзов, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 05.10.1979 N 9-5, следовательно, он не может относиться к коммерческим организациям.

Государственная налоговая инспекция по Кировскому району г. Ярославля также обратилась с жалобой в кассационную инстанцию, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным решения налогового органа о применении санкций за занижение прибыли в результате реализации путевок ниже себестоимости в 1996
году и занижение прибыли за 1997 год.

Налоговая инспекция считает, что судом неправильно применена статья 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“, так как эта норма не может применяться в случаях реализации услуг.

Кроме того, по мнению налоговой инспекции, в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации “О некоммерческих организациях“, статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации деятельность санатория-профилактория “Железнодорожник“ по реализации им путевок является предпринимательской, поэтому санкции за занижение прибыли в 1997 году налоговым органом к истцу применены правомерно.

Правильность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, лечебное учреждение “Санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ создано в 1997 году и является правопреемником дочернего государственного предприятия “Санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ государственного предприятия “Ярославское отделение Северной железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации“, зарегистрированного Регистрационно-лицензионной палатой мэрии г. Ярославля 25.04.1995.

До 1995 года санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ входил в состав государственного предприятия “Ярославское отделение Северной железной дороги“ и не был зарегистрирован как самостоятельное юридическое лицо.

Согласно договору о совместном финансировании и использовании санатория-профилактория “Железнодорожник“ от 1996 года 75 процентов финансирования от сметы расходов на хозяйственное содержание санатория-профилактория осуществляется его учредителем Ярославским отделением Северной железной дороги, 25 процентов - за счет средств от продажи истцом путевок сторонним организациям.

Государственная налоговая инспекция по Кировскому району г. Ярославля провела документальную проверку лечебного учреждения государственного предприятия “Ярославское отделение Северной железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации“ “Санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль за период с 01.01.1996 по 01.01.1998. В ходе проверки установлено, что
истцом не были включены в налогооблагаемую прибыль, полученную от реализации путевок в 1996 году, 299466 рублей 50 копеек, в 1997 году - 195730 рублей. Кроме того, санаторием в 1996 году занижена прибыль на 7621 рубль 40 копеек из-за включения в затраты транспортного налога и сбора на нужды образования при расчете валовой прибыли и на 27539 рублей 80 копеек при реализации путевок в спортивно-оздоровительный комплекс по цене ниже себестоимости.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.12.1998, на основании которого начальником Государственной налоговой инспекции по Кировскому району г. Ярославля принято решение от 28.12.1998 N 02-26/78 о взыскании с лечебного учреждения “Санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ финансовых санкций в сумме 933814 рублей 80 копеек (в том числе заниженной прибыли - 454940 рублей 20 копеек, штрафа в том же размере, суммы налога на прибыль - 159229 рублей 10 копеек, штрафа в размере 10 процентов от суммы доначисленного налога - 15922 рублей 90 копеек) в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск, исходил из того, что деятельность лечебного учреждения в 1997 году по реализации санаторно-курортных путевок не является предпринимательской, следовательно, доход от реализации путевок не подлежит налогообложению в соответствии с пунктом 2.12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“.

При реализации истцом путевок ниже себестоимости суд посчитал, что цена фактической реализации путевок является их рыночной ценой, а значит, санаторий-профилакторий правильно исчислял налогооблагаемую прибыль.

Отказывая учреждению в иске по начисленным санкциям по налогу
на прибыль за 1996 год, суд обосновал это тем, что в 1996 году санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ был дочерним государственным предприятием, целью которого согласно его уставу являлось получение прибыли. Следовательно, истец должен был уплачивать налог от выручки, полученной от реализации санаторно-курортных путевок.

Рассмотрев кассационные жалобы сторон, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что жалоба лечебного учреждения подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Пунктом 2.1 устава предприятия (в редакции 1995 года) предусмотрено, что целью создания предприятия является проведение профилактической и оздоровительной работы среди рабочих и служащих, а также получение прибыли. Для достижения этих целей предприятие осуществляет основные виды деятельности: проведение оздоровительной и лечебно-профилактической работы для работающих граждан без отрыва их от производственной деятельности, проведение оздоровительной и лечебно-профилактической работы для граждан в период их отпусков (пункт 2.2 устава).

Из материалов дела и пояснений представителей истца, данных ими в судебном заседании, следует, что санаторий-профилакторий с 1981 года и по настоящее время характера своей деятельности не изменял, занимался исключительно поддержанием и укреплением здоровья граждан, нуждающихся в санаторно-курортном и профилактическом лечении заболеваний. Каких-либо других видов деятельности, кроме лечебной, предприятие не осуществляло.

В своей работе истец руководствовался Типовым положением о санатории-профилактории профессиональных союзов, утвержденным постановлением от 23.12.1987 N 33-8/764 Секретариата ВЦСПС и Государственного комитета по труду и социальным вопросам, Положением о санатории-профилактории организации (предприятия), утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации 01.11.1996 N 2510/4827-96-29, Фондом социального страхования 01.11.1996 N 10-412 АР.

Санаторий-профилакторий реализовывал
путевки в 1996 - 1997 годах по цене не выше их себестоимости, где в стоимость путевки никакой прибыли истцом не закладывалось (том 2, листы 105 - 112), а только покрывались хозяйственные расходы, расходы на питание, лечение и прочие расходы.

Денежные средства, полученные предприятием от учредителя - Ярославского отделения Северной железной дороги, полностью шли на хозяйственное содержание санатория.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Деятельность санатория-профилактория в 1996 - 1997 годах не соответствует признакам предпринимательской деятельности, предусмотренной вышеназванной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку истец при продаже путевок не имел цели получить какую-либо прибыль.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области сделал неправильный вывод о том, что деятельность санатория-профилактория в 1996 году являлась предпринимательской и что истец должен уплачивать налог на прибыль в указанный период в сумме 299466 рублей 50 копеек.

В соответствии с пунктом 2.12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ от 10.08.1995 N 37 в составе доходов и расходов организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий, и расходы, производимые за счет этих средств.

Учитывая вышеизложенные доводы, а также тот факт, что в 1997 году согласно уставу санаторий-профилакторий относился к некоммерческим учреждениям, целью которого являлось поддержание и укрепление здоровья работающих, Арбитражный суд Ярославской области обоснованно посчитал, что деятельность истца
не может быть признана предпринимательской, следовательно, доход от реализации путевок в 1997 году не подлежал налогообложению.

Также не подлежала налогообложению доначисленная за 1997 год налоговой инспекцией прибыль в сумме 27539 рублей 80 копеек, так как на основании пункта 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

В рассматриваемом случае налоговый орган не доказал факт реализации истцом путевок в спортивно-оздоровительный комплекс по цене ниже их себестоимости, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие этот факт.

В судебном заседании представители санатория-профилактория отрицали в указанном случае реализацию путевок ниже их себестоимости.

Таким образом, Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал в этой части недействительным решение налоговой инспекции о применении финансовых санкций за занижение истцом прибыли в 1997 году.

Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе не рассматривается в связи с освобождением налоговой инспекции от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 95, 174, 175 (пунктом 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

удовлетворить кассационную жалобу лечебного учреждения “Железнодорожник“.

Решение от 14.04.1999 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.1999 Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-66/99-А/1 отменить частично.

Признать недействительным решение Государственной налоговой инспекции по Кировскому району г. Ярославля N 02-26/78 от 28.12.1998 о применении финансовых санкций к лечебному учреждению “Санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ государственного предприятия “Ярославское отделение Северной железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации“ в части взыскания заниженной прибыли и штрафных санкций в сумме 136257 рублей
26 копеек, в том числе заниженного налога на прибыль - 104813 рублей 28 копеек, штрафа в размере 10 процентов от суммы доначисленного налога - 10841 рубля 33 копеек, 20-процентного штрафа за неуплату налога - 20962 рублей 65 копеек.

В остальной части решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.

Кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Кировскому району г. Ярославля оставить без удовлетворения.

Возвратить лечебному учреждению “Санаторий-профилакторий “Железнодорожник“ государственного предприятия “Ярославское отделение Северной железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 420 рублей.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

МАСЛОВА О.П.