Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.1999 по делу N А31-1803/13 В иске о взыскании штрафных санкций отказано правомерно, т.к. средства, полученные из федерального бюджета, использовались истцом на цели, предусмотренные сметой, и в соответствии с кодом экономической классификации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 июня 1999 года Дело N А31-1803/13“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Чигракова А.И., судей Бердникова О.Е., Масловой О.П., при участии представителей ответчика: Додатко И.И. (дов. N 01/779 от 21.06.1999), Коровиной Н.В. (дов. N 01/09 от 06.01.1999), рассмотрев кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Костромской области на решение от 24.03.1999 и постановление от 29.04.1999 по делу N А31-1803/13 Арбитражного суда Костромской области, судьи Стрельникова О.А., Беляева Т.Ю., Поляшова Т.М., Дементьев С.Н., Борисова И.В., Зиновьев А.В.,

УСТАНОВИЛ:

Управление ветеринарии с Госветинспекцией администрации Костромской области
обратились в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению федерального казначейства по Костромской области о признании недействительным представления от 18.08.1998 N 93 о взыскании 50000 рублей и 16243 рублей 74 копеек штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета.

Решением от 24.03.1999 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.04.1999 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление федерального казначейства по Костромской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление Арбитражного суда Костромской области.

Заявитель считает, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно: статья 5 Закона Российской Федерации “О ветеринарии“, распоряжение Совета Министров РСФСР от 30.10.1991 N 1129-р, Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27/145 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации 28.02.1992 N 5-Ф, Инструкция от 22.03.1988 N 44 “О финансировании расходов организаций, учреждений и предприятий системы Госагропрома СССР за счет средств бюджета“, утвержденная Министерством финансов СССР.

По мнению заявителя, Управление ветеринарии израсходовало денежные средства из федерального бюджета, выделенные на мероприятия по борьбе с особо опасными и карантинными болезнями, не по их целевому назначению.

Правильность применения Арбитражным судом Костромской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Управление федерального казначейства перечислило платежным поручением N 1511 от 04.06.1997 на счет Управления ветеринарии
50000 рублей с указанием следующих кодов назначения платежа: целевая статья 099 (прочие мероприятия, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством за счет бюджета), вид расходов 102 (текущее содержание подведомственных Министерству и ведомству структур), экономическая классификация 111000 (прочие текущие расходы на закупку товаров и услуг).

Управление ветеринарии израсходовало указанную сумму на приобретение препарата вермитана (15000 рублей), препарата гиподентина (13000 рублей), шприцев (12000 рублей), сыворотки против рожиц свиней и сыворотки сальмонелл (10000 рублей) для осуществления противоэпизоотических мероприятий.

Управлением федерального казначейства была проведена проверка целевого использования истцом средств федерального бюджета за период с 01.01.1997 по 30.04.1998. В ходе проверки установлено, что Управление ветеринарии израсходовало 50000 рублей не по целевому назначению, так как приобретенные лекарственные препараты и инструменты не относятся к предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, а значит, эти препараты должны приобретаться за счет средств областного бюджета. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки от 16.06.1998, на основании которого начальником Управления федерального казначейства было вынесено представление N 93 от 18.08.1998 о взыскании с Управления ветеринарии 50000 рублей, использованных не по целевому назначению, и 16243 рублей 74 копеек штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 “О федеральном казначействе Российской Федерации“, пунктами 12 - 15 Положения о федеральном казначействе, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.08.1993 N 864.

Суд первой инстанции, признавая недействительным представление N 93 от 18.08.1998, исходил из того, что средства, полученные из федерального бюджета, использовались истцом на цели, предусмотренные сметой, и в соответствии с кодом экономической классификации.

Рассмотрев
кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О ветеринарии“ задачами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в частности являются предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных.

Пунктом 4 статьи 5 вышеуказанного Закона предусмотрено, что финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, а также из других источников финансирования, устанавливаемых Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Финансирование противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных болезней животных, осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации.

Таким образом, в Законе Российской Федерации “О ветеринарии“ предусматривается финансирование ветеринарной службы из федерального бюджета не только на проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, но и иных расходов.

В платежном поручении N 1511 от 04.06.1998 Управление федерального казначейства указан код назначения платежа - 099 (прочие мероприятия, осуществляемые в области сельскохозяйственного производства в соответствии с действующим законодательством за счет бюджета), экономическая классификация 111000 (прочие текущие расходы на закупку товаров и услуг).

Управление ветеринарии использовало полученные денежные средства на приобретение лекарственных препаратов и инструментов для выполнения плана ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на 1997 год, утвержденного Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (листы дела 99 - 103).

Следовательно, истец израсходовал денежные средства в соответствии с кодами экономической классификации.

Данный факт подтверждается и заключением Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04.02.1999 N 13-2/98, где говорится, что
произведенные Управлением ветеринарии закупки препаратов и инструментов являются целевыми и приобретены в соответствии с требованиями Инструкции N 44 от 22.03.1988 “О финансировании расходов организаций, учреждений и предприятий системы Госагропрома СССР за счет средств бюджета“ (лист дела 111).

Кроме того, приобретенные истцом шприцы (безыгольные инъекторы) на сумму 12000 рублей могут использоваться для предупреждения и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, что подтвердил в судебном заседании и ответчик.

Учитывая изложенное, Арбитражный суд Костромской области правомерно сделал вывод о том, что Управление ветеринарии израсходовало средства федерального бюджета по целевому назначению.

Ссылка заявителя на Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденный Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27/145, не может быть принята кассационной инстанцией, поскольку он регулирует только вопрос оказания услуг и не может относиться к спорным отношениям.

Вопрос о распределении расходов по кассационной жалобе не рассматривается в связи с освобождением заявителя от уплаты государственной пошлины на основании пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.03.1999 и постановление апелляционной инстанции от 29.04.1999 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-1803/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Костромской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

ЧИГРАКОВ А.И.

Судьи

БЕРДНИКОВ О.Е.

МАСЛОВА О.П.