Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.01.1999 по делу N А38-11/136-98 В налогооблагаемую базу по налогу на прибыль не включается фонд переоценки основных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 января 1999 года Дело N А38-11/136-98“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Масповой О.П., судей Бердникова О.Е., Чубарова А.В., при участии представителей истца: Эманова В.И. (дов. от 07.09.1998 N 2), Семиохина А.А. (дов. от 17.12.1998 N 1), рассмотрев кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г. Йошкар-Оле на решение от 01.10.1998 по делу N А38-11/136-98 Арбитражного суда Республики Марий Эл, судьи Попова Г.Г., Ширкова Г.Ю., Рогожина Л.В.,

УСТАНОВИЛ:

Акционерный коммерческий банк “Агропромбанк“ в лице Марийского регионального филиала обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл
с иском к Государственной налоговой инспекции по г. Йошкар-Оле о признании недействительным решения от 19.06.1998 о взыскании финансовых санкций в сумме 4928880 рублей за занижение налогооблагаемой прибыли в 1997 году.

По инициативе Арбитражного суда Республики Марий Эл к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца привлечено общество с ограниченной ответственностью “Агентство недвижимости “СБС-Агро“.

Государственная налоговая инспекция по г. Йошкар-Оле предъявила к акционерному коммерческому банку “Агропромбанк“ встречный иск о взыскании 4928880 рублей финансовых санкций, который принят арбитражным судом к рассмотрению совместно с первоначальным иском в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.10.1998 иск акционерного коммерческого банка “Агропромбанк“ в лице Марийского регионального филиала удовлетворен: решение Государственной налоговой инспекции по г. Йошкар-Оле от 19.06.1998 признано недействительным, в удовлетворении встречного иска налоговой инспекции отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Обратившись с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, Государственная налоговая инспекция по г. Йошкар-Оле просит решение от 01.10.1998 отменить.

Заявитель считает, что сумма переоценки основных средств в размере 9116744 рублей согласно пункту 57 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 490, является доходом банка; необоснованное исключение последним указанной суммы из налогооблагаемой прибыли (в расчетах по налогу на прибыль за 1997 год) привело к занижению прибыли, в связи с чем к банку правомерно применены финансовые санкции, установленные статьей 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, и у Арбитражного
суда Республики Марий Эл не было оснований для освобождения банка от ответственности.

Представители Марийского регионального филиала акционерного коммерческого банка “Агропромбанк“ и общества с ограниченной ответственностью “Агентство недвижимости “СБС-Агро“ против доводов заявителя возразили, указав на законность обжалуемого судебного акта.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 30.12.1998 9 часов 00 минут до 05.01.1999 9 часов 00 минут в соответствии с частью 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Республики Марий Эл при принятии решения о 01.10.1998 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 171, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по г. Йошкар-Оле провела документальную проверку Марийского регионального филиала акционерного коммерческого банка “Агропромбанк“ по соблюдению налогового законодательства за 1996 год и 9 месяцев 1997 года, по результатам которой составила акт от 03.03.1998 N 13. Из акта следует, что в марте месяце 1997 года открытое акционерное общество “Агропромбанк“ внесло в качестве взноса в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью “Агентство недвижимости “СБС-Агро“ объекты недвижимости балансовой стоимостью 10744239 рублей. Остаточная стоимость (балансовая за вычетом износа) составила 10744239 рублей - 390724 рубля = 10353515 рублей. Стоимость имущества при передаче составила 10354700 рублей. Разница между стоимостью имущества при передаче и остаточной стоимостью составила 1185 рублей. Данная сумма включена банком в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

Указанные хозяйственные операции отражены в бухгалтерском учете банка следующими проводками: снятие балансовой стоимости - Д-т 904 К-т 920 - 10744239,0 тысяч рублей; снятие с баланса износа - Д-т 015 К-т 904 - 390724,0
тысяч рублей; снятие с баланса переоценки - Д-т 012 К-т 904 - 9116745,0 тысяч рублей; исполнение учредительного договора - Д-т 825 К-т 904 - 10354700,0 тысяч рублей; отражение финансового результата - Д-т 904 К-т 960 (операционные и разные доходы) - 9117930,0 тысяч рублей.

Налоговая инспекция указала в акте, что данное отражение передачи имущества полностью соответствует порядку, установленному письмом Центрального банка Российской Федерации от 14.10.1996 N 342 “Об учете отдельных операций“. На кредит счета 960, то есть на доходы, отнесена сумма переоценки в размере 9116744 рублей, а также сумма 1185 рублей (разница между стоимостью имущества при передаче и остаточной стоимостью).

Однако, включив сумму переоценки в доход, банк исключил ее из налогооблагаемой прибыли в расчетах по налогу на прибыль, в связи с чем, по мнению налоговой инспекции, банк занизил налогооблагаемую прибыль.

С учетом убытков банка, имевших место за 9 месяцев 1997 года, налоговая инспекция определила сумму заниженной налогооблагаемой прибыли в размере 2412570 рублей.

На основании акта проверки от 13.03.1998 N 13 начальник Государственной налоговой инспекции по г. Йошкар-Оле принял решение от 19.06.1998 о применении к акционерному коммерческому банку “Агропромбанк“ финансовых санкций, предусмотренных подпунктами “а“, “б“ пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, в виде взыскания суммы заниженной налогооблагаемой прибыли, штрафа в размере той же суммы и штрафа в размере 10 процентов от суммы заниженного налога на прибыль за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, а всего 4928880 рублей.

Признавая указанное решение недействительным и отказывая налоговой инспекции в удовлетворении иска о взыскании с банка финансовых санкций, Арбитражный суд Республики
Марий Эл исходил из того, что налоговым законодательством не предусмотрено включение в налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль фонда переоценки основных средств.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с преамбулой Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 490, данное Положение устанавливает только особенности определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, следовательно, в части, не урегулированной этим Положением, применяется общий порядок определения налогооблагаемой прибыли.

Состав доходов банков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, определен в разделе 1 указанного Положения, в котором нет конкретного указания на включение в налогооблагаемую базу доходов от реализации основных средств банков.

Однако пунктом 19 этого же раздела установлено, что в состав доходов банков включаются прочие доходы, включаемые банком в облагаемую прибыль в соответствии с законодательством, а также полученные в результате осуществления иной деятельности.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль с предприятий и организаций“ и пункту 2.4 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.1995 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и учреждений“ при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.

Материалы дела свидетельствуют о том, что банк определил налогооблагаемую прибыль от реализации основных средств в соответствии с налоговым законодательством, а именно: цена реализации (передачи имущества в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью “Агентство недвижимости “СБС-Агро“) 10354700 рублей минус остаточная стоимость (с учетом переоценки) - 10353515 рублей = 1185 рублей - данная сумма определена в качестве объекта налогообложения.

Таким образом, доводы налоговой инспекции о занижении банком налогооблагаемой прибыли в результате невключения в нее суммы переоценки основных средств противоречат налоговому законодательству.

В обоснование кассационной жалобы налоговая инспекция ссылается на пункт 57 названного выше Положения, согласно которому на финансовые результаты относятся другие доходы от операций, непосредственно связанных с банковской деятельностью, включая доходы от реализации принадлежащих банку основных средств и иного имущества.

Указанный пункт банком не нарушен, так как на финансовые результаты относятся доходы от реализации основных средств, а не фонд переоценки.

Ссылка заявителя на письмо Центрального банка Российской Федерации от 14.10.1996 N 342 “Об учете отдельных операций“ также является несостоятельной, поскольку данное письмо регулирует порядок ведения бухгалтерского учета в банках, что не влечет автоматического увеличения налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В связи с освобождением налоговой инспекции от уплаты государственной пошлины Законом Российской Федерации “О государственной пошлине“ (пункт 3 статьи 5) вопрос об ее отнесении на заявителя не рассматривается.

Руководствуясь статьями 171, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.10.98 по делу N А38-11/136-98 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по г.
Йошкар-Оле - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

МАСЛОВА О.П.

Судьи

БЕРДНИКОВ О.Е.

ЧУБАРОВ А.В.