Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.1998 по делу N А29-1617/97 Исковые требования о взыскании штрафа за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением правомерно удовлетворены, суд кассационной инстанции не нашел нарушения применения норм материального и процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 ноября 1998 года Дело N А29-1617/97“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей Базилевой Т.В., Евтеевой М.Ю., без участия представителей сторон, рассмотрев кассационную жалобу предпринимателя Андреева В.Ю. на решение от 04.03.1998 и постановление от 20.04.1998, по делу N А29-1617/97 Арбитражного суда республики Коми, судьи Козлов О.Г., Баублис С.Л., Дергачев А.Л., Юркина Л.Ю.,

УСТАНОВИЛ:

Государственная налоговая инспекция по Усть-Вымскому району Республики Коми обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к предпринимателю Андрееву В.Ю. о взыскании 29221 рубля 50 копеек штрафа за
нарушение законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.

Суд решением от 04.03.1998 иск удовлетворил.

Апелляционная инстанция постановлением от 20.04.1998 оставила решение без изменения.

Предприниматель Андреев В.Ю., не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, а также с ходатайством о восстановлении срока на ее подачу.

В обоснование своего заявления он ссылается на невозможность своевременного получения постановления апелляционной инстанции вследствие его длительного отсутствия в месте постоянного проживания.

Суд, рассмотрев данное ходатайство, посчитал его обоснованным и подлежащим удовлетворению в соответствии со статьей 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприниматель Андреев В.Ю. полагает, что Арбитражным судом Республики Коми неправильно применены нормы материального права.

Штраф, наложенный на него налоговой инспекцией за неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, относится к мерам административного взыскания. В соответствии со статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях его размер установлен в пределах от 50 до 100 минимальных месячных оплат труда. Указанное положение подтверждается и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“. Поскольку штраф взыскан судом на основании статьи 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ в 350-кратном размере минимальной месячной оплаты труда, заявитель просит кассационную инстанцию изменить решение от 04.03.1998 и постановление от 20.04.1998 Арбитражного суда Республики Коми, снизив размер штрафа до 50-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Государственная налоговая инспекция по Усть-Вымскому району отзыв на кассационную жалобу
не представила.

Правильность принятых по делу судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 174 - 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Государственной налоговой инспекцией по Усть-Вымскому району 15.05.1997 была проведена проверка торговой точки, принадлежащей предпринимателю Андрееву В.Ю., по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. Актом, составленным по ее результатам, установлено неприменение контрольно-кассовых машин при покупке проверяющим двух бутылок лимонада на сумму 13 тысяч рублей.

По данному факту начальником Государственной налоговой инспекции по Усть-Вымскому району вынесено решение от 19.05.1997 N 139 о применении к предпринимателю штрафа в сумме 29221 рубля 50 копеек на основании статьи 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

Удовлетворив иск, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 1, 6, 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“. При этом суд посчитал доказанным факт неприменения контрольно-кассовой машины при покупке проверяющими товара.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ признано неконституционным положение, согласно которому предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу в 350-кратном размере минимальной месячной оплаты труда. При этом установлено, что штраф должен налагаться в размере, предусмотренном статьей 146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 6 статьи 125 Конституции
Российской Федерации акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Поскольку решение 04.03.1998 и постановление апелляционной инстанции от 20.04.1998 приняты до постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998, Арбитражный суд Республики Коми обоснованно руководствовался размером ответственности, установленной статьей 7 Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.

На основании вышеизложенного кассационная инстанция считает, что Арбитражным судом Республики Коми неправильного применения норм материального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было, в связи с чем основания для отмены и изменения решения от 04.03.1998 и постановления от 20.04.1998 отсутствуют.

Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.03.1998 и постановление от 20.04.1998 Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Андреева В.Ю. - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

БЕРДНИКОВ О.Е.

Судьи

БАЗИЛЕВА Т.В.

ЕВТЕЕВА М.Ю.