Решения и определения судов

Информация о деле Убийство подчиненного в связи с упущениями по службе не может квалифицироваться как совершенное из хулиганских побуждений.

(из материалов Военной коллегии Верховного Суда РФ)

Как указано в приговоре, командир отделения старший матрос Силаев поднял спавшего в рабочей одежде подчиненного Ильесова и нанес ему за это несколько ударов рукой по лицу, а затем приказал ему следовать в машинное отделение. Поскольку Ильесов из-за болезни ног передвигался на костылях и боялся дальнейшего избиения, то он отказался входить в машинное отделение. Силаев же, нанося удары кулаками в спину, силой затолкал его и продолжил нанесение ему ударов.

Ильесов, защищаясь, стал размахивать костылем и задел им Силаева. Последний схватил его за горло и стал душить, а затем нанес ему удар по голове оказавшимся под рукой металлическим
клапаном весом семь килограммов и убил его.

Органы следствия и суд указанные действия Силаева квалифицировали по ст. ст. 260, п. “б“, и 102, п. “б“, УК РСФСР.

Рассмотрев дело в кассационном порядке, Военная коллегия пришла к выводу о том, что у суда не было оснований действиям Силаева, связанным с убийством Ильесова, давать такую юридическую оценку.

Как видно из материалов дела, Силаев на протяжении всего производства по делу утверждал, что он длительное время служил на корабле без замечаний и характеризовался только положительно. С приходом Ильесова, который стал его подчиненным и недобросовестно относился к исполнению своих служебных обязанностей, его положение изменилось. Из-за его плохого поведения командование ему предъявляло претензии. Оказавшись в такой ситуации бессильным, Силаев возненавидел Ильесова и, увидев его спавшим на постели в рабочей одежде, не сдержался и стал избивать.

Когда же Ильесов оказал сопротивление, то он в гневе стал душить его и ударил клапаном.

Эти объяснения Силаева не только не опровергнуты, но и подтверждаются показаниями свидетеля Колокутцкого, который подтвердил, что Силаев по службе характеризовался положительно и претензий к нему со стороны командиров не было. Ильесов же был неряшлив и имел неопрятный внешний вид, в связи с чем Силаеву, как командиру отделения, неоднократно делались замечания.

При таких данных, указывается в определении Военной коллегии, следует признать, что у суда не было оснований для вывода о том, что убийство Ильесова совершено из хулиганских побуждений. Поскольку других квалифицирующих признаков, предусмотренных ст. 102 УК РСФСР, в действиях Силаева не усматривается, то они подлежат переквалификации на ст. 103 того же УК, как убийство из мести.