Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 10.09.1999 Отказ органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначить выдвинутую общественным объединением кандидатуру в состав избирательной комиссии может быть признан правомерным только в том случае, если он мотивирован ссылками на конкретные нормы федерального законодательства, предусматривающие ограничение избирательных прав.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 сентября 1999 года

(извлечение)

В связи с переформированием избирательной комиссии Амурской области по окончании срока полномочий прежнего состава комиссии исполком политсовета Всероссийского общественно - политического движения (ВОПД) “Наш дом - Россия“ в соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ направил в адрес Амурского областного Совета народных депутатов выписку из решения исполкома политсовета от 15 апреля 1999 г. N 6/1, в которой предложил назначить членом избирательной комиссии Амурской области с правом решающего голоса от избирательного объединения “Всероссийское общественно -
политическое движение “Наш дом - Россия“ Геевского В.А. - председателя областной избирательной комиссии прежнего состава.

На заседании Амурского областного Совета народных депутатов 27 мая 1999 г. при рассмотрении вопроса о назначении членов избирательной комиссии Амурской области при тайном голосовании большинством голосов депутаты областного Совета отклонили кандидатуру Геевского В.А.

Исполком политсовета ВОПД “Наш дом - Россия“ повторно представил эту кандидатуру для назначения в состав избирательной комиссии Амурской области.

22 июня 1999 г. Амурский областной Совет народных депутатов принял решение, которым вновь отказал в назначении членом избирательной комиссии Амурской области Геевского В.А. как не получившего поддержки большинства депутатов областного Совета народных депутатов. ВОПД “Наш дом - Россия“ предложено представить на утверждение Совета другую кандидатуру для назначения в новый состав областной избирательной комиссии.

Исполком Амурского отделения ВОПД “Наш дом - Россия“ обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений Амурского областного Совета народных депутатов от 27 мая 1999 г. и от 22 июня 1999 г., ссылаясь на то, что этими решениями нарушено его право самостоятельно определять кандидатуру своего представителя для назначения в состав избирательной комиссии Амурской области.

Амурский областной суд в удовлетворении заявления Амурского регионального отделения ВОПД “Наш дом - Россия“ отказал.

Председатель исполкома Амурского отделения ВОПД “Наш дом - Россия“ в кассационной жалобе просил об отмене решения, считая его вынесенным с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 10 сентября 1999 г. решение суда отменила по следующим основаниям.

В соответствии со ст. ст. 30, 32 Конституции Российской Федерации гражданам гарантировано право на объединения, свобода деятельности которых гарантируется, а также право на участие в управлении
делами государства и право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Права общественных объединений закреплены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ (с изменениями и дополнениями).

В соответствии со ст. 27 этого Закона для осуществления уставных целей общественное объединение имеет, в частности, право:

участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

В соответствии со ст. 17 упомянутого Закона вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение
работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Согласно п.1 ст. 23 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава. При этом государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина назначается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный), так и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одной трети назначаемого им количества членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более
одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.

Приведенные нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов не могут трактоваться иначе как гарантии прав общественных объединений при назначении их представителей в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Только само общественное объединение обладает правом определять, кто из его представителей выдвигается в состав избирательной комиссии. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе произвольно отклонять выдвинутые общественными объединениями кандидатуры в состав избирательной комиссии, вмешиваясь тем самым в деятельность общественных объединений. Все кандидатуры, предложенные избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, должны быть назначены членами соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. При этом в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также по усмотрению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего назначение соответствующей половины членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, может быть назначено в состав комиссии и большее, чем одна треть, число членов на основе предложений избирательных объединений и избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации при соблюдении других требований Федерального закона.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий назначение членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, не вправе требовать замены кандидатур, представленных указанными избирательными объединениями или избирательными блоками, а также выдвигать иные, не предусмотренные федеральным законодательством, требования к данным кандидатурам.

Отказ органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначить выдвинутую общественным объединением кандидатуру в состав избирательной комиссии может быть признан правомерным только в
том случае, если он мотивирован ссылками на конкретные нормы федерального законодательства, предусматривающие ограничения избирательных прав. Такие ограничения, в частности, установлены в п. п. 3 и 6 ст. 4, п. 9 ст. 23, п. п. 1, 2, 3, 10 ст. 24 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

При рассмотрении дела по заявлению исполкома политсовета ВОПД “Наш дом - Россия“ суд неправильно истолковал п. 1 ст. 23 упомянутого Федерального закона и пришел к ошибочному выводу о том, что представительный (законодательный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может без ссылок на запрет, установленный этим Законом, назначать либо не назначать кандидатуры, предложенные избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Решения Амурского областного Совета народных депутатов от 27 мая 1999 г. и 22 июня 1999 г. не мотивированы ссылками на Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и могут быть признаны незаконными в том случае, если в отношении кандидатуры Геевского В.А. отсутствуют препятствия к назначению в состав избирательной комиссии Амурской области, установленные п. п. 3 и 6 ст. 4, п. 9 ст. 23, п. п. 1, 2, 3, 10 ст. 24 этого Федерального закона.

При рассмотрении дела суд не выяснил, имеются ли препятствия, установленные федеральным законодательством, к назначению Геевского В.А. в состав избирательной комиссии, и не проверил доводы заявителя о том, что при рассмотрении вопросов о формировании состава избирательной комиссии Амурской области было нарушено право ВОПД
“Наш дом - Россия“ присутствовать на заседании Совета народных депутатов Амурской области. Таким образом, нормы материального права при рассмотрении дела судом нарушены, а юридически значимые для дела обстоятельства установлены неправильно.

В соответствии с п. п. 1 и 4 ст. 306 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение отменила, а дело направила на новое судебное рассмотрение.