Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2000 N 64-Г00-13 Заявление о признании недействительным постановления о реорганизации структуры администрации области удовлетворено правомерно, так как на время принятия постановления действовал ФЗ N 2449-1 от 05.03.1992, которым определено, что краевая, областная администрации состоят из главы администрации и подчиненных ему управленческих структур, структура краевой, областной администраций утверждается краевым, областным Советом, такого утверждения структуры представительным органом не производилось.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 сентября 2000 г. N 64-Г00-13

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П. Кнышева

судей Д.П. Александрова

рассмотрела в судебном заседании 12 сентября 2000 года гражданское дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании недействительным постановления губернатора Сахалинской области от 13 сентября 1999 года N 353 “О реорганизации структуры администрации Сахалинской области“ по кассационной жалобе администрации Сахалинской области на решение Сахалинского областного суда от 26 июня 2000 года, которым признано недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания постановление губернатора Сахалинской области от 13 сентября 1999 года N 353 “О реорганизации структуры администрации
Сахалинской области“.

Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, объяснения представителя губернатора Сахалинской области по доверенности К. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Т.А. Власовой об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

13 сентября года губернатором Сахалинской области принято постановление N 353 “О реорганизации структуры администрации Сахалинской области“, которым утверждена структура администрации области и произведена ее реорганизация путем присоединения структурных подразделений администрации к ее аппарату.

Считая данное постановление незаконным, прокурор Сахалинской области обратился в суд с данным заявлением, в обоснование которого указал на то, что оно противоречит Уставу Сахалинской области и Федеральному законодательству.

Сахалинский областной суд, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует губернатор Сахалинской области.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и указывается на то, что постановление принято в пределах предоставленных губернатору области полномочий и соответствует требованиям федерального законодательства и Уставу Сахалинской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и удовлетворению жалобы.

Суд при разрешении данного спора правильно руководствовался Конституцией РФ, в частности ст. 72 п. “н“, которым определено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, в связи с чем представительный орган субъекта РФ вправе принимать свои законы по данному вопросу.

Ст. 76 ч. 5 Конституции РФ также определено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам
совместного ведения РФ и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

На время принятия данного постановления действовал Федеральный закон “О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации N 2449-1 от 5 марта 1992 года /с последующими изменениями/, ч. ч. 1 и 3 которого определено, что краевая, областная администрация состоит из главы администрации и подчиненных ему управленческих структур.

Структура краевой, областной администрации утверждается краевым, областным Советом.

Такого утверждения структуры администрации Сахалинской области областным представительным органом не производилось.

В соответствии с подпунктом “м“ п. 2 ст. 5 Федерального закона N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, принятого 22 сентября 1999 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией /уставом/ и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

26 декабря 1995 года Сахалинской областной Думой принят Устав Сахалинской области, в который законами Сахалинской области N 30 от 14 февраля 1997 года и N 41 от 30 июня 1997 года внесены изменения.

Ст. 24 ч. 3 Устава определено, что структура администрации Сахалинской области и схема управления Сахалинской областью устанавливаются законом Сахалинской области.

В данном случае в нарушение изложенных выше положений Устава Сахалинской области, который не противоречит приведенным выше Федеральным законам, главой администрацией Сахалинской области было принято указанное постановление, в связи с чем оно,
как принятое главой администрации Сахалинской области с превышением полномочий, подлежат отмене.

Ссылку в жалобе на то, что Федеральным законом от 22 сентября 1999 года N 184-ФЗ в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти, структура которого определяется законом субъекта РФ / ст. 18 и ст. 5 ч. 2 п. “м“ /, а в данном случае определена структура иных органов исполнительной власти субъекта РФ /ст. 21 ч. 2 п. “г“/, для утверждения которой не требуется закона субъекта РФ, нельзя признать правильной, поскольку в соответствии со ст. 17 указанного выше Федерального закона высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти РФ, т.е. администрацию Сахалинской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 305 п. 1, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Сахалинского областного суда от 26 июня 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу губернатора Сахалинской области оставить без удовлетворения.