Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 13.04.1999 N 5-Г99-21 В удовлетворении заявления о признании незаконными подпунктов 6.10 и 6.11 приложения к распоряжению мэра г. Москвы от 02.09.1997 N 697-РМ отказано правомерно, так как оспариваемые положения приняты в пределах компетенции мэра в области гражданских правоотношений, не противоречат требованиям гражданского законодательства, поскольку учитывают интересы потребителей с целью предотвращения покупки ими автотранспортных средств, которые по своим недостаткам не могут стать для покупателя объектом гражданских прав.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 апреля 1999 года

Дело N 5-г99-21

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Нечаева
В.И.,

Василевской В.П.

рассмотрела в судебном заседании 13 апреля 1999 г. кассационную жалобу председателя региональной общественной организации “Общество защиты прав потребителей “Резон“ Х. на решение Московского городского суда от 1 февраля 1999 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи В.И. Нечаева, объяснения председателя региональной общественной организации “Общество защиты прав потребителей “Резон“ Х., представителя Московской лицензионной палаты правительства Москвы Б., заключение помощника Генерального прокурора России Л.Л. Корягиной, полагавшей оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, коллегия

установила:

распоряжением мэра г. Москвы “О внесении изменений в распоряжение мэра Москвы от 15.03.94 N 114-РМ“ от 2 сентября 1997 г. N 697-РМ были внесены изменения в распоряжение мэра г. Москвы “О некоторых вопросах, связанных с реализацией и эксплуатацией транспортных средств на территории Москвы“ от 15 марта 1994 г. N 114-РМ и изложено в новой редакции приложение к распоряжению “Временные условия лицензирования деятельности по реализации автотранспортных средств, облагаемых акцизами“.

В данном приложении, п. 6 Перечня обязательных условий и требований к лицензиату, предусмотрено в подпунктах 6.10 и 6.11 наличие у лицензиата акта транспортно-трасологических исследований экспертно-криминалистического управления ГУВД г. Москвы о проверке каждого продаваемого комиссионно автотранспортного средства на предмет подлинности маркировочных обозначений его номерных деталей и агрегатов, а также наличие справки о том, что продаваемое комиссионно автотранспортное средство не находится
в розыске.

Председатель региональной общественной организации “Общество защиты прав потребителей “Резон“ обратился в суд с заявлением о признании незаконными указанных подпунктов 6.10 и 6.11 приложения.

Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе председатель региональной общественной организации “Общество защиты прав потребителей “Резон“ Х. просит изменить решение путем признания недействительными подпунктов 6.10 и 6.11 распоряжения мэра г. Москвы от 2 сентября 1997 г. N 697-РМ. Жалоба обоснована тем, что эти подпункты приняты с превышением пределов компетенции мэра в области гражданских правоотношений и противоречат требованиям гражданского законодательства, так как закрепляют дополнительные условия, препятствующие свободному обороту товаров. Оспариваемые пункты вошли в противоречие с нормативными актами федерального значения, в которых предусмотрено, какие документы необходимы при осуществлении комиссионных сделок.

Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Законность и обоснованность решения суда проверена кассационной инстанцией в пределах кассационной жалобы.

Действительно, в пункте 10 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. N 569, предусмотрено, что автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники (далее именуются - транспортные средства), номерные агрегаты к ним как отечественного, так и иностранного производства, подлежащие государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, принимаются на комиссию при наличии документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и агрегаты к ним, снятие их с учета в связи с продажей, а также при наличии временного регистрационного знака “транзит“, выдаваемого на транспортные средства уполномоченными государственными органами.

Однако предусмотренные в подпунктах 6.10 и 6.11 приложения к распоряжению мэра г. Москвы “О внесении изменений в распоряжение мэра Москвы от 15.03.94 N 114-РМ“ от
2 сентября 1997 г. N 697-РМ документы необходимы не при приеме автотранспортного средства на комиссию, а для продажи его субъектом лицензирования, являющимся юридическим лицом и осуществляющим или имеющим намерение осуществлять реализацию автотранспортного средства (п. 2 приложения к распоряжению мэра).

Из содержания оспариваемых положений указанных норм видно, что они приняты в интересах потребителей, в целях предотвращения покупки ими автотранспортных средств, которые по своим недостаткам не могут стать для покупателя объектом гражданских прав.

Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия

определила:

оставить решение Московского городского суда от 1 февраля 1999 г. без изменения, кассационную жалобу председателя региональной общественной организации “Общество защиты прав потребителей “Резон“ Х. - без удовлетворения.