Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 13.03.1998 N 33-Г98-2 О частичной отмене решения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23.10.1997 N 3-53/97 и признании недействительным определения численного состава районных органов местного самоуправления в статье 3 закона Ленинградской области от 01.10.1996 N 28-ОЗ “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 году“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 марта 1998 года

Дело N 33-Г98-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Василевской В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 13 марта 1998 г. по кассационному протесту прокурора, кассационным жалобам губернатора Ленинградской области и И. дело по заявлениям и.о. прокурора Ленинградской области и И. о признании недействительными статей 2 и 3 Закона Ленинградской области от 1 октября 1996 г. “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., поддержавшей кассационный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

1 октября 1996 г. Законодательным Собранием Ленинградской области был принят Закон “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“, в статье 2 которого установлено, что в районах, городах, поселках, селах, иных поселениях и волостях Ленинградской области, не имеющих представительных органов местного самоуправления и вступивших в законную силу уставов муниципальных образований, муниципальные выборы проводятся в соответствии с частью первой статьи 1 настоящего Закона с учетом следующих положений:

1) представительные органы местного самоуправления избираются населением на четыре года по мажоритарной избирательной системе при одномандатных округах;

2) глава муниципального образования избирается населением муниципального образования на четыре года;

3) полномочия представительного органа местного самоуправления по организации муниципальных выборов, предусмотренные областным Законом “О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области“, исполняются главой
местной администрации;

4) полномочия вновь избранного органа местного самоуправления устанавливаются в объеме, предусмотренном частью четвертой статьи 23 областного Закона “О местном самоуправлении в Ленинградской области“ от 29 апреля 1996 г. N 12-оз;

5) к полномочиям главы муниципального образования относятся полномочия по решению всех вопросов местного значения, за исключением отнесенных к ведению представительного органа местного самоуправления частью четвертой статьи 23 областного Закона “О местном самоуправлении в Ленинградской области“;

6) глава муниципального образования имеет право решающего голоса в представительном органе местного самоуправления, председательствует на заседаниях представительного органа местного самоуправления, подписывает его решения и руководит на принципах единоначалия местной администрацией.

Пункты 3 и 6 настоящей статьи действуют до момента вступления в законную силу устава муниципального образования.

Статьей 3 данного областного Закона установлено, что численный состав представительного органа местного самоуправления в районах, городах, поселках, селах, иных поселениях и волостях Ленинградской области, не имеющих на момент принятия настоящего Закона представительных органов местного самоуправления и принятых в установленном порядке уставов муниципальных образований, устанавливается в зависимости от количества жителей в соотношении: до 7 тысяч жителей - 7 депутатов, свыше семи тысяч жителей - от первых семи тысяч жителей - 7 депутатов и по одному депутату от каждых последующих двух тысяч жителей.

Прокурор Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании статей 2 и 3 областного Закона “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“ недействительными в связи с их противоречием нормам Конституции Российской Федерации, федеральному и Ленинградскому областному законодательству о местном самоуправлении.

И. обжаловал в суд пункты 1, 2, 4, 5 и 6 указанного Закона, как нарушающие право граждан на самостоятельное
осуществление местного самоуправления.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 октября 1997 г. протест прокурора и жалоба И. были удовлетворены частично. Суд признал недействительной ст. 2 обжалуемого областного закона в части указания на проведение муниципальных выборов в районах Ленинградской области, а также пункты 2, 4, 5 и 6 ст. 2 областного Закона. В остальной части протест прокурора и жалоба И. были оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе И. поставлен вопрос об отмене решения в части признания недействительной ст. 2 обжалуемого областного Закона в части положения о проведении муниципальных выборов в районах Ленинградской области как противоречащей Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которым районы области, как и другие территории, отнесены к категории муниципальных образований.

В кассационном протесте прокурора указано на противоречие в решении суда, в соответствии с которым из ст. 2 районы Ленинградской области как муниципальные образования исключены, а в удовлетворении аналогичных требований в отношении ст. 3 отказано.

В кассационной жалобе представителя губернатора Ленинградской области поставлен вопрос об отмене решения в части удовлетворения жалобы И. как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. “н“ ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные акты, которые в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

В
соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ территории местного самоуправления устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Положения законов Ленинградской области о местном самоуправлении, в соответствии с которыми органы местного Ф.И.О. районов образуются только в тех случаях, когда все поселения и волости в границах района добровольно объединятся в единое муниципальное образование, не противоречат федеральному законодательству о местном самоуправлении, поскольку вопрос об установлении территорий муниципальных образований разрешается не федеральным, а местным законодательством, и не нарушают права граждан на осуществление местного самоуправления, поскольку в соответствии с областным законодательством местное самоуправление осуществляется на всей территории области, но Ф.И.О. районов области.

В связи с этим выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований И. о признании незаконными положений оспариваемого Закона, препятствующих проведению выборов в районные органы местного самоуправления Ленинградской области, являются правильными. Кассационная жалоба И. удовлетворению не подлежит.

В кассационном протесте прокурора обоснованно указано на имеющиеся в решении противоречия: суд признал недействительным указание в ст. 2 оспариваемого Закона на районы области как муниципальные образования, но отказал в удовлетворении аналогичного требования относительно ст. 3 того же Закона. При отсутствии правовых оснований для проведения выборов в районные органы местного самоуправления, нет оснований и установлению численного состава этих органов законом Ленинградской области. Решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требования прокурора о признании недействительным положения ст. 3 областного Закона “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“, устанавливающих численный состав районных представительных органов местного
самоуправления.

Частью 6 ст. 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ вопрос о структуре органов местного самоуправления отнесен к компетенции самого муниципального образования, а не к компетенции субъекта Российской Федерации. В этом же Федеральном законе определено, что в муниципальном образовании обязательно формирование только выборного представительного органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 14, ст. 15), а должность выборного главы муниципального образования может быть предусмотрена в уставе муниципального образования (ч. 1 ст. 16). С учетом этих норм Федерального закона суд обоснованно признал недействительными положения оспариваемого областного Закона, устанавливающие порядок избрания глав муниципальных образований, в которых еще не приняты уставы и не введены должности главы муниципального образования.

По этим же основаниям суд правильно признал недействительными положения областного Закона “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“ о полномочиях главы муниципального образования.

Довод кассационной жалобы администрации Ленинградской области о том, что права жителя Санкт-Петербурга И. областным Законом “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“ не нарушаются, поскольку ни активным, ни пассивным избирательным правом на областных муниципальных выборах он не обладает, основанием к отмене решения суда быть признан не может, поскольку жалоба И. полностью поглощается требованиями, заявленными в суде прокурором, и существенного самостоятельного значения в суде не имела. Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ ограничения пассивного избирательного права по признаку постоянного или преимущественного проживания на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования не
допускается ни федеральным, ни региональным законодательством.

Оспариваемый областной Закон “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“ являлся действующим на момент предъявления в суде требований о признании отдельных его положений недействительными и на момент вынесения судом решения по существу спора. В связи с этим довод жалобы администрации Ленинградской области о пропуске заявителями срока обжалования в суд нормативного акта субъекта Российской Федерации обоснованным быть признан не может.

На основании ч. ч. 1, 4 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 23 октября 1997 г. в части отказа в удовлетворении требования прокурора о признании недействительным определения численного состава районных органов местного самоуправления в ст. 3 Закона Ленинградской области “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“ отменить.

Вынести в отношении этого требования новое решение, которым признать недействительным определение в ст. 3 Закона Ленинградской области “О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 г.“ численного состава органов местного самоуправления в районах Ленинградской области.

В остальной части решение оставить без изменения; кассационный протест прокурора и кассационные жалобы губернатора Ленинградской области и И. - без удовлетворения.