Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 02.04.1998 N 39-Г98-3 Заявление об отмене постановления губернатора Курской области “Об утверждении концепции генплана городской черты г. Железногорска“ от 08.07.1997 N 788 удовлетворено правомерно, так как оспариваемое постановление принято губернатором области с превышением своих полномочий, не соответствует федеральному и областному законодательству, нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования, поскольку изменяет границы города без учета мнения населения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 апреля 1998 года

Дело N 39-Г98-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Толчеева Н.К.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 2 апреля 1998 года гражданское дело по заявлению Железногорской городской Думы об отмене постановления губернатора Курской области от 8 июля 1997 г. N 788 “Об утверждении концепции генплана городской черты г. Железногорска“ по кассационной жалобе заместителя губернатора области на решение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 6 февраля 1998 года, которым обжалуемое постановление признано незаконным.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей Железногорской городской Думы И. и С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

постановлением губернатора Курской области от 8 июля 1997 г. N 788 утверждена концепция генплана г. Железногорска с установлением городской черты по первому варианту, разработанному проектными институтами (п. 1); отменено решение N 744 от 10 декабря 1966 г. исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся “Об утверждении проекта городской черты города Железногорска“ (п. 2); комитету архитектуры и градостроительства, комитету по земельным ресурсам и землеустройству предложено внести изменения в земельный кадастр с целью исключения из городской черты площадей, занимаемых горными работами и промышленными сооружениями по переработке железной руды (п. 3).

Железногорская городская Дума обратилась в суд с заявлением об отмене постановления губернатора области, считая, что оно не соответствует законодательству о местном
самоуправлении и нарушает права граждан муниципального образования “Город Железногорск“.

По делу постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда по тем мотивам, что обжалуемым постановлением границы городской черты не изменены, учет земель будет осуществляться до 01.01.98 по ранее установленному порядку, утверждение концепции является лишь первой стадией разработки генерального плана.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.

Согласно Закону Курской области от 14.08.96 “О муниципальных образованиях Курской области“ г. Железногорск является муниципальным образованием, его территория утверждена в сложившихся границах. Границы сложились в соответствии с решением исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся от 10 декабря 1966 г. N 744, утвердившим разработанный институтом “Гипрокоммунстрой“ проект установления городской черты г. Железногорска, и решением малого Совета Курского облсовета от 20.04.92 N 46, которым установлена временная городская черта г. Железногорска, в состав которой вошли дополнительно населенные пункты с учетом мнения их жителей (л.д. 30 - 46).

В силу ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (п. 2 ст. 13) и Уставом Курской области (п. 3 ст. 76) также предусмотрено, что изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.

Обжалуемым постановлением в нарушение названных правовых норм, без учета мнения населения г. Железногорска установлена городская черта, изменяющая границы муниципального образования. Дополнения, внесенные в пункт 1 постановлением губернатора от 24.10.97 N 1038, как правильно отмечено судом
в решении, не изменяют существа оспариваемого постановления.

Довод о том, что губернатором области была утверждена лишь концепция генерального плана, не соответствует действительности и противоречит содержанию самого постановления. Концепция является основанием для разработки проекта городской черты, что признается и в жалобе. Концепция, утвержденная оспариваемым постановлением, однозначно предусматривает установление городской черты по конкретному варианту, существенно изменяющему границы муниципального образования. Одновременно соответствующим государственным органам предписано внести вытекающие из этого изменения в земельный кадастр.

Ссылка на сообщение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Курской области от 28.11.97 N 01-04/854 не опровергает, а подтверждает выводы суда о незаконности постановления. В нем правильно обращается внимание на то, что при изменении границы г. Железногорска необходимо руководствоваться Законом Курской области “О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований Курской области, установления или изменения их границ и наименований“, относящим решение вопросов об установлении и изменении границ муниципальных образований к компетенции областной Думы, которая решения по данному вопросу не принимала.

Постановление от 8 июля 1997 г. N 788 принято губернатором области с превышением своих полномочий, не соответствует федеральному закону и правовым актам Курской области, нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования “Город Железногорск“. В этой связи суд обоснованно, дав правовой анализ указанного постановления, признал его незаконным.

Руководствуясь п. 1 ст. 305 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 6 февраля 1998 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заместителя губернатора Курской области - без удовлетворения.