Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 02.06.2000 N 52-Г00-2 В удовлетворении заявления о признании несостоявшимся голосования представительного органа субъекта РФ по вопросу принятия Конституции субъекта РФ отказано правомерно, так как законодательством субъекта РФ каких-либо дополнительных представительных органов, имеющих специальные полномочия по принятию Конституции субъекта РФ, не предусмотрено.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 июня 2000 г. N 52-Г00-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П. Кнышева

судей Нечаева В.И.

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 2 июня 2000 г. гражданское дело по заявлению И. и К. о признании нарушений законодательства, допущенных при принятии Конституции Республики Алтай Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай по кассационной жалобе И. и К. на решение Верховного Суда Республики Алтай от 28 марта 2000 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Кебы Ю.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия

установила:

7 июня 1997
г. на 21-й сессии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики был принят Закон Республики Алтай, которым принята и введена в действие Конституции (Основной закон) Республики Алтай.

И. и К. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать несостоявшимся открытое, поименное голосование по вопросу о принятии указанного выше Закона ввиду отсутствия кворума;

превышении полномочий Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай при принятии Конституции РА, поскольку Конституция, по их мнению, могла быть принята либо референдумом, либо специальным представительным органов - Конституционным Собранием;

просили признать нарушения законодательства при принятии Конституции Республики Алтай, выразившееся в бездействии Государственного Собрания - Эл Кулуртай РА по досрочному прекращению полномочий депутатов Ч., К.В., К.В.Б., А., назначенных в состав правительства Республики Алтай в 1997 г.

Представители Госсобрания - Эл Курултай РА М. и Г. возражали против заявления, указав, что Конституция РА принята Государственным Собранием - Эл Курултай РА правомочным составом в пределах полномочий законодательного органа и в соответствии с действовавшим федеральным собранием и Республики Алтай законодательством.

Верховным Судом Республики Алтай постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просят И. и К., указывая на неправильное толкование и применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к ее удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным
законом.

Согласно Закону Республики Алтай “О государственном собрании - Эл Курултай Республики Алтай“ от 02.02.94 г. N 1-9 Государственное Собрание - Эл Курултай (парламент) Республики Алтай является высшим представительным, законодательным, контрольным и распорядительным органом государственной власти на территории Республики Алтай. Принятие Конституции (Основного закона) Республики Алтай, внесение в нее изменений и дополнений отнесено к ведению высшего представительного органа - Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай (ст. ст. 1, 3).

Каких-либо дополнительных представительных органов, имеющих специальные полномочий по принятию Конституции, законодательством Республики не предусмотрено, в связи с чем вывод суда о правомочности Государственного Собрания - Эл Курултай по принятию Конституции Республики является правильным.

Отказ заявителям в признании голосования на 21 сессии Госсобрания - Эл Курултай РА несостоявшимся, ввиду отсутствия кворума, также соответствует материалам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения. При этом суд правомерно руководствовался Законом Республики Алтай “О статусе депутата Республики Алтай“, которым предусмотрена возможность прекращения полномочий депутата Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай самим представительным органом.

Поскольку решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Ч. К.В., К.В.Б., А. Государственным Собранием - Эл Курултай РА не принималось, они правомерно принимали участие в голосовании на 21 сессии.

Судом также установлено, что полномочия указанных выше депутатов истекли в 1997 году, в связи с чем признавать бездействие Госсобрания - Эл Курултай РА по досрочному прекращению полномочий названных депутатов, ввиду отсутствия предмета спора, оснований не имеется.

При этом заявителями не указано, что бездействием представительного органа по прекращению полномочий названных депутатов их (заявителей) права или законные интересы были ущемлены.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовались в судебном заседании, получили оценку суда
в соответствии со ст. 56 ГПК РСФСР и, как указано выше, не влекут отмену решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 294, 305, 306 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Алтай от 28 марта 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу И. и К. - без удовлетворения.