Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 02.03.1999 N 56-Г99-2 Заявление о назначении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления удовлетворено правомерно, поскольку федеральным законодательством изменение срока полномочий действующих органов или избранных депутатов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не допускается, а назначение выборов в судебном порядке произведено в соответствии с федеральным законодательством.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 марта 1999 года

Дело N 56-Г99-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 2 марта 1999 г. по кассационной жалобе городской Думы г. Находки на решение Приморского краевого суда от 28 декабря 1998 г. дело по заявлению прокурора г. Находки, Г. и “Общественного объединения женщин г. Находки“ о назначении выборов депутатов городской Думы г. Находки.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Г. М. (доверенность от 26.02.99 N 525), представителя “Общественного объединения женщин г. Находки“ - вице-мэра г. Находки Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением городской Думы г. Находки от 21 октября 1998 г. N 390 были назначены выборы депутатов городской Думы г. Находки нового созыва на 24 декабря 2000 г.

Прокурор г. Находки, Г. и “Общественное объединение женщин г. Находки“ обратились в суд с заявлением о признании этого решения городской Думы г. Находки незаконным и о назначении выборов депутатов городской Думы г. Находки нового созыва на март 1999 г., ссылаясь на то, что депутаты городской Думы г. Находки были избраны на 2 года, срок их полномочий истек в декабре 1998 г., продление ими срока своих полномочий еще на 2 года противоречит федеральному законодательству и нарушает право
жителей г. Находки избирать и быть избранными в органы местного самоуправления города.

Решением Приморского краевого суда от 28 декабря 1998 г. заявление было удовлетворено. Суд признал незаконным продление депутатами городской Думы г. Находки срока своих полномочий и назначил выборы депутатов городской Думы г. Находки нового созыва на 28 марта 1999 г., определив численный состав городской Думы г. Находки в 11 депутатов, срок их полномочий - в течение 4 лет и возложив обязанность по обеспечению проведения выборов на администрацию г. Находки.

В кассационной жалобе городской Думы г. Находки поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, в том числе и на участие в выборах органов местного самоуправления, закреплены в Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 9 этого Федерального закона выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В ст. 8 Закона установлено, что срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Устанавливаемый срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет (п. 1 ст. 8).

Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов или избранных депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается (п. 2 ст. 8).

Норма об изменении (увеличении или уменьшении) установленного Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока полномочий выборных органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вступает в силу после истечения срока полномочий действующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или депутата, а в случае досрочного прекращения полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления - после прекращения указанных полномочий (п. 3 ст. 8).

Вывод суда о незаконности продления депутатами городской Думы г. Находки срока своих полномочий соответствуют Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и является правильным.

В этом же Федеральном законе содержатся нормы, регулирующие порядок защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в тех случаях, когда уполномоченным по назначению и проведению выборов органом эти выборы не назначаются или назначаются с нарушением установленных сроков.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ выборы органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, назначает уполномоченный на
то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.

Депутаты городской Думы г. Находки были избраны на 2 года и не имели права продлевать срок своих полномочий. В связи с этим городская Дума г. Находки была обязана назначить дату новых выборов с учетом истечения срока полномочий депутатов Думы прежнего созыва в декабре 1998 г.

Неисполнение этой обязанности не может рассматриваться иначе, как нарушение конституционных прав жителей г. Находки избирать и быть избранными в представительный орган местного самоуправления города. В связи с этим назначение выборов депутатов городской Думы г. Находки в судебном порядке произведено в соответствии со ст. 10 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ правомерно и обоснованно.

Ссылка городской Думы г. Находки на то, что Уставом г. Находки предусмотрен четырехлетний срок полномочий, распространяемый и на депутатов Думы прежнего созыва, является необоснованной. Положения Устава г. Находки (принятого городской Думой г. Находки 18 декабря 1997 г., опубликованного в местных средствах массовой информации 25 сентября 1998 г. и до
сих пор не зарегистрированного в установленном порядке) о сроках полномочий депутатов городской Думы г. Находки на депутатов Думы прежнего созыва не распространяются в силу прямого указания на это в ч. 3 ст. 8 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“.

Не могут быть признаны обоснованными и доводы городской Думы г. Находки о том, что суд неправильно определил численный состав Думы в 11 депутатов, поскольку Уставом г. Находки предусмотрено избрание городской Думы г. Находки в составе 17 депутатов, и что этот устав не подлежит регистрации в Управлении юстиции Приморского края.

В соответствии с ч. ч. 3 и 5 ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и лишь после этого вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

До настоящего времени Устав г. Находки в порядке, установленном Законом Приморского края “О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Приморском крае“, не зарегистрирован, в связи с чем ссылки городской Думы г. Находки на этот устав правового значения не имеют.

При отсутствии Устава г. Находки суд обоснованно применил положение ст. 4 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“, в соответствии с которым, если на день вынесения решения суда о назначении даты выборов депутатов представительного органа местного самоуправления не принят устав муниципального образования, в представительный орган местного самоуправления
избирается то же число депутатов, которое было установлено для представительного органа местного самоуправления прежнего созыва, избранного не ранее 12 декабря 1993 года.

Не может быть признан обоснованным и довод жалобы о том, что решением Приморского краевого суда организация выборов неправомерно поручена администрации г. Находки, тогда как согласно ст. 13 Закона Приморского края “О выборах в органы местного самоуправления в Приморском крае“ территориальная (муниципальная) комиссия формируется решением представительного органа местного самоуправления, и только при его отсутствии - главой муниципального образования (главой местной администрации). Городская Дума г. Находки не только не приняла участия в подготовке к проведению выборов Думы нового созыва, но своими действиями нарушила право жителей избирать и быть избранными в органы местного самоуправления города. Устранение городской Думы г. Находки от организации проведения выборов Думы нового созыва не может быть признано основанием для непроведения этих выборов в установленный срок.

На основании изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 28 декабря 1998 г. оставить без изменения, кассационную жалобу городской Думы г. Находки - без удовлетворения.