Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 21.08.1998 N 74-В97-15 Дело по иску о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 августа 1998 года

Дело N 74-В97-15

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Зайцева В.Ю.

рассмотрела в судебном заседании от 21 августа 1998 г. по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на решение Якутского городского суда от 11 июля 1997 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1997 г. и постановление президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 1998 г. дело по иску Ф. к Министерству строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., согласившейся с протестом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ф. работала главным специалистом управления экономики Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по строительству (Госстроя РС (Я). 26 сентября 1995 г. она была уволена с работы по п. 1 ст. 33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией Госстроя РС (Я).

Ф. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула, ссылаясь на то, что Госстрой РС (Я) был не ликвидирован, а реорганизован в Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), в котором сохранилось управление экономики и штатные единицы главных специалистов.

Дело неоднократно рассматривалось судами.

Решением Якутского городского суда
от 11 июня 1997 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1997 г., иск Ф. был оставлен без удовлетворения.

Постановлением президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 1998 г. был оставлен без удовлетворения протест заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации на состоявшиеся по делу судебные постановления.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением норм

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит протест обоснованным, а состоявшиеся по делу судебные постановления - подлежащими отмене, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 ГК РФ под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам. При этом под правами и обязанностями понимаются не только имущественные правоотношения ликвидируемого юридического лица, но весь комплекс правоотношений, вытекающих из правоспособности этого юридического лица.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ возможность иметь гражданские права и нести обязанности должна быть предусмотрена в учредительных документах юридического лица и соответствовать целям деятельности юридического лица.

В том случае, когда учредитель юридического лица принимает решение о прекращении деятельности одного юридического лица и об образовании другого юридического лица с другим названием, но с аналогичными целями деятельности и правоспособностью, имеет место не ликвидация юридического лица, а реорганизация в форме преобразования (ч. 1 ст. 57 ГК РФ). При этом в соответствии с ч. 5 ст. 58 ГК РФ к вновь возникшему юридическому лицу переходят
права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Отказывая в удовлетворении иска Ф., суд сослался на то, что Госстрой РС (Я) был ликвидирован, а не преобразован в Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), поскольку в соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 1079 от 10 июня 1995 г. Госстрой РС (Я) подлежал именно ликвидации. Кроме того, суд в решении указал на то, что передаточный акт в связи с ликвидацией Госстроя РС (Я) и образованием Министерства строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) не составлялся, был составлен ликвидационный баланс, в соответствии с которым здание Госстроя РС (Я) и иное его имущество было передано собственнику в лице Госкомимущества.

Выводы суда являются ошибочными.

В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 1079 от 10 июня 1995 г. (л.д. 10), согласованным с Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (л.д. 11), деятельность Госстроя РС (Я) прекращалась не в связи с ликвидацией в системе органов государственного управления Республики Саха (Якутия) структуры, ведающей вопросами архитектуры и строительства, а в связи с повторным образованием в этой системе Министерства строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), которому функции Госстроя Республики Саха (Якутия) были переданы в полном объеме.

О том, что Госстрой РС (Я) был преобразован в Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) с расширением правоспособности последнего, свидетельствует также Положение о Министерстве строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) (л.д. 64 - 69), из которого видно, что все без исключения функции Госстроя РС (Я) перешли к Министерству. Структура Госстроя РС (Я) полностью поглощена структурой Министерства, штат сотрудников Министерства по
сравнению со штатом Госстроя не только не сокращен, но значительно расширен, с сохранением при этом в структуре Министерства управления экономики (л.д. 37, 74).

То, что преобразование Госстроя РС (Я) в Министерство строительства и архитектуры РС (Я) произошло без составления передаточного акта и что при этом произошло расширение полномочий органа государственного управления, ведающего вопросами архитектуры и строительства, не является подтверждением правильности вывода суда о ликвидации Госстроя РС (Я). Сохранение функций Госстроя Республики Саха (Якутия) и их передача Министерству строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия) объективно обусловлены необходимостью управления строительной отраслью экономики республики со стороны органов государственной власти. Отсутствие передаточного акта в этом случае объясняется отсутствием у Госстроя Республики Саха (Якутия), как и у Министерства строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия), собственного имущества, принадлежащего им на праве собственности, и, как следствие этого, - отсутствием гражданско-правовых обязательств по отношению к третьим лицам. Обязательства, вытекающие из трудовых правоотношений, переходят к реорганизованной организации не по передаточному акту, а в силу трудового законодательства.

При указанных обстоятельствах вынесенные по делу судебные постановления подлежат отмене, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Ряд существенных обстоятельств дела судом был оставлен без внимания и надлежащего исследования.

Трудовой договор с работником в случае реорганизации организации, с которой он состоял в трудовых отношениях, может быть расторгнут по п. 1 ст. 33 КЗОТ РФ только тогда, когда в ходе реорганизации происходит реальное сокращение штата или численности работников.

Из материалов дела следует, что численный состав управления экономики при преобразовании Госстроя РС (Я) в Министерство строительства и архитектуры РС (Я) изменился. Это обстоятельство имеет по данному делу существенное значение,
потому что в случае подтверждения факта сокращения численного состава работников управления экономики, суд должен выяснить, имеет ли истица преимущественное право на продолжение работы перед другими сотрудниками управления. Кроме того, суд должен выяснить, каким образом при увольнении истицы решался вопрос о ее трудоустройстве в Министерстве строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия).

На основании ст. ст. 329, 330 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Якутского городского суда от 11 июля 1997 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1997 г. и постановление президиума Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 1998 г. отменить; дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.