Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.1998 N 89-Г98-10 В удовлетворении заявления о признании недействительными выборов депутатов областной Думы отказано правомерно, так как судом не установлено бесспорных доказательств того, что допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют достоверно установить результаты волеизъявления избирателей.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 1998 года

Дело N 89-Г98-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Жилина Г.А.,

Зайцева В.Ю.

рассмотрела в судебном заседании от 23 октября 1998 г. дело по кассационной жалобе У. на решение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 21 июля 1998 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Зайцева В.Ю., объяснения представителя заявителя А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей избирательной комиссии Тюменской области Ж. и Ш., представителя заинтересованного лица Х., просивших об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Корягиной Л.Л., полагавшей кассационную жалобу заявителя оставить без удовлетворения, Судебная коллегия

установила:

У. обратился в суд с заявлением о признании недействительными выборов депутатов Тюменской областной Думы по 23-му избирательному округу, которые проходили 14 декабря 1997 г.

В обоснование заявленных требований У. указал, что в ходе избирательной кампании на территории Ялуторовского района были допущены грубые нарушения законодательства, которые не позволяют с достоверностью установить действительное волеизъявление избирателей. Так, в частности, в нарушение закона должностные лица Ялуторовской районной администрации, а также члены участковых избирательных комиссий накануне и в день выборов занимались агитацией за кандидата Б.Н. на избирательных участках N 702, 704, 715, 714, 719, 720; в специальном выпуске газеты “Ялуторовская жизнь“ (без даты), тиражом в 10000 экземпляров, помещено обращение к избирателям должностного лица - Губернатора Свердловской области Р. и обращение к избирателям,
подписанное председателем участковой избирательной комиссии N 685 К., агитирующие за кандидата Б.Н.; накануне выборов администрация д. Татарский Сиагуль распространяла листовки, агитирующие за кандидата Б.Н.; молодым избирателям, впервые принимавшим участие в выборах в с. Новоатьянова администрация дарила бутылки водки; члены участковых избирательных комиссии N 704, 715, 716, 720, 723 во время выборов пытались повлиять на волеизъявление отдельных избирателей; по заданию отдела культуры администрации г. Ялуторовска в период предвыборной агитации было организовано выступление самодеятельности, агитирующей за кандидата Б.Н.; заведующие отделом социальной защиты населения Ялуторовской районной администрации П. до выборов и во время их проведения агитировала пенсионеров голосовать за Б.Н. в д.д. Русский Сиагуль, Южная, Зиново.

Представители окружной избирательной комиссии N 23 и избирательной комиссии Тюменской области с требованиями заявителя не согласились и просили оставить их без удовлетворения.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 21 июля 1998 г. в удовлетворении заявления У. на действия избирательной комиссии Тюменской области, Заводоуковской окружной избирательной комиссии о признании недействительными выборов депутатов Тюменской областной Думы по 23-му избирательному округу отказано.

В кассационной жалобе У. ставится вопрос об отмене решение суда по мотивам его незаконности.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия оснований к отмене решение суда, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не находит.

Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации“, которым суд правомерно руководствовался при рассмотрении дела, выборы по избирательному округу признаются недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

В соответствии п. 4
ст. 51 Закона Тюменской области “О выборах депутатов Тюменской областной Думы“, выборы по избирательному округу могут быть признаны недействительными, если допущенные при их проведении нарушения указанного Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны недействительными более чем на трети избирательных участков.

Из дела видно, что во время выборов депутатов Тюменской областной Думы по 23-му избирательному округу за кандидата Б.Н. проголосовало 13549 избирателей, а за кандидата У. - 12796 избирателей.

Разница в голосах избирателей составила 753 в пользу Б.Н. За кандидатов в депутаты Б.А. и К.Н. проголосовало соответственной 6272 и 2167 избирателей.

Приведенные цифры позволяют сделать однозначный вывод о том, что большинство избирателей проголосовало за кандидата в депутаты Б.Н.

При таких обстоятельствах проведенные выборы могли быть признаны судом недействительными лишь при наличии бесспорных доказательств того, что допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют достоверно установить результаты волеизъявления избирателей. Однако таких бесспорных доказательств судом при рассмотрении дела не установлено. С учетом этого у суда не было и оснований для удовлетворения требований заявителя о признании выборов недействительными.

Выводы суда первой инстанции по данному вопросу подробно мотивированы, основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании, которым суд дал оценку по принятии ст. 56 ГПК РСФСР.

Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку они Ф.И.О. доводам, которые заявитель выдвигал при рассмотрении дела в суде первой инстанции и которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Сомневаться в правильности этой оценки у суда кассационной инстанции оснований не имеется.

Утверждение заявителя о том, что отмеченные судом при рассмотрении дела нарушения избирательного законодательства (в частности,
нарушение правил предвыборной агитации) исказили результаты волеизъявления избирателей, фактически основано на предположениях. Между тем в силу закона решение не может быть основано на предположениях об обстоятельствах дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия

определила:

решение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 21 июля 1998 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу У. - без удовлетворения.