Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.09.1999 N 5-г99-76 В принятии жалобы на действия должностных лиц прокуратуры и органов внутренних дел отказано правомерно, поскольку заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 сентября 1999 года

Дело N 5-г99-76

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Нечаева
В.И.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 24 сентября 1999 г. частную жалобу У. на определение судьи Московского городского суда от 26 мая 1999 г.

Заслушав доклад судьи В.И. Нечаева, объяснение У., заключение помощника Генерального прокурора России Л.Л. Корягиной, полагавшей оставить определение судьи без изменения, исследовав материалы дела, коллегия

установила:

У. обратился в Московский городской суд с жалобой, в принятии которой ему было отказано приведенным выше определением судьи.

В частной жалобе У. просит отменить определение судьи, считая его неправильным, в том числе потому, что, по его утверждению, жалоба подана в рамках уголовного судопроизводства, а не гражданского.

Обсудив доводы частной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из содержания жалобы У., он просил Московский городской суд “признать действия Ю.И. Скуратова преступными и принять меры к возбуждению уголовного дела в отношении сотрудников милиции Г. и других, сотрудников прокуратуры г. Москвы, в том числе прокурора этого города и Генерального прокурора России Ю.И. Скуратова; признать действия Ю.И. Скуратова по организации преступного сообщества из сотрудников прокуратуры преступными и принять меры к возбуждению уголовного дела в отношении него по ч. 3 ст. 210 УК РФ; принять меры к возврату принадлежащих Э. имущества и документации“.

Однако жалоба У. подобного содержания не может быть рассмотрена в порядке гражданского судопроизводства. Действующим гражданским
процессуальным законодательством не предусмотрено рассмотрение судом такого рода требований. Что касается требования о принятии мер к возврату принадлежащих Э. имущества и документации, то оно также не может быть рассмотрено судом, поскольку является производным от предшествующих, не подлежащих рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства требований.

В связи с изложенным судья обоснованно отказал У. в принятии к производству суда жалобы, так как в соответствии с п. 1 ст. 129 Гражданского процессуального кодекса РСФСР судья отказывает в принятии заявления, если заявление не подлежит рассмотрению в судах. Вместе с тем судье не следовало в данном случае ссылаться в определении на ст. 113, п. 7 ст. 129, ст. 239.4 ГПК РСФСР.

С доводом У. о том, что жалоба должна рассматриваться судом в порядке уголовного судопроизводства, нельзя согласиться, так как У. употребляет в жалобе термины “ответчик“, “признать действия“, которые присущи лишь гражданскому судопроизводству. Ссылка У. в жалобе на ст. ст. 220.1 и 220.2 Уголовного процессуального кодекса РСФСР не имеет в данном случае правового значения для определения, по правилам какого производства рассматривать жалобу. Указанными статьями предусмотрено обжалование в суд ареста или продление срока содержания под стражей, а также судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей, поэтому они не имеют отношения к настоящей жалобе.

У. для разрешения поставленных в жалобе вопросов о возбуждении уголовного дела против должностных лиц прокуратуры и органов внутренних дел следует обратиться в органы прокуратуры.

Руководствуясь ст. 317 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия

определила:

оставить определение судьи Московского городского суда от 26 мая 1999 г. без изменения, частную жалобу У. - без удовлетворения.