Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2000 N 11-Г00-1 Жалоба на действия избирательной комиссии удовлетворена правомерно, поскольку общественная организация, выдвинувшая зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного органа субъекта РФ вправе назначить члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2000 года

Дело N 11-Г00-1

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Корчашкиной Т.Е.,

Горохова А.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 24 января 2000 г. дело по жалобе общественной организации Республики Татарстан “Равноправие и Законность“ на неправомерные действия Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан по кассационной жалобе Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 декабря 1999 года и дополнительное решение того же суда от 14 декабря 1999 года, которыми жалоба удовлетворена частично: признан неправомерным отказ Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан в выдаче Ф. удостоверения члена этой комиссии с правом совещательного голоса, избирательная комиссия обязана немедленно выдать Ф. указанное удостоверение, в удовлетворении остальной части требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснение представителя общественной организации Республики Татарстан “Равноправие и Законность“ Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Белан М.Г., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общественная организация Республики Татарстан “Равноправие и Законность“ обратилась в суд с жалобой на действия Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, отказавшей в выдаче удостоверения члена данной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Ф., назначенной таким членом этой общественной организацией, выдвинувшей кандидатами в депутаты Республики Татарстан своих членов.

Просили обязать комиссию выдать Ф. соответствующее удостоверение и документы, касающиеся подготовки, проведения выборов и подведения итогов голосования.

Верховным Судом
Республики Татарстан постановлены вышеуказанные решения.

В кассационной жалобе Центральная избирательная комиссия ставит вопрос об отмене постановлений суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п. 15 ст. 24 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе назначить в избирательную комиссию, на которую федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Из материалов дела следует, что указанной общественной организацией были выдвинуты кандидаты в народные депутаты Республики Татарстан, зарегистрированные окружной избирательной комиссией (л.д. 14 - 31).

20 ноября 1999 года на расширенном заседании этой общественной организации Ф. была назначена членом Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан с правом совещательного голоса.

Признавая незаконным отказ данной избирательной комиссии выдать Ф. удостоверение соответствующего образца, суд обоснованно указал на то, что комиссия неправильно руководствовалась при этом законодательством Республики Татарстан, и в частности статьей 18-1 Закона Республики Татарстан “О выборах народных депутатов Республики Татарстан“, предусматривающей право только кандидата в народные депутаты Республики назначить члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса. То обстоятельство, что этим Законом не предусмотрено право избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших зарегистрированного кандидата, назначить члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, не давало оснований Центральной избирательной комиссии отказывать в удовлетворении ходатайства указанной общественной организации о выдаче удостоверения
Ф. Такое право предоставлено ей вышеуказанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 1 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах избирательная комиссия должна была руководствоваться названным Федеральным законом.

Судом проверялся вопрос наличия полномочий лица, подписавшего обращение общественной организации в Центральную избирательную комиссию. При этом суд пришел к выводу о надлежащем оформлении и наличии у ее представителя соответствующих полномочий.

Данных о том, что решение расширенного Совета указанной общественной организации от 20 ноября 1999 года о назначении Ф. членом Центральной избирательной комиссии с правом совещательного голоса кем-либо оспорено и признано недействительным, в материалах дела не содержится и комиссией не представлено.

Исходя из изложенного несостоятелен довод кассационной жалобы об отсутствии юридических последствий вышеназванного решения этой общественной организации от 20.11.1999 ввиду его недействительности.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Оснований для отмены постановленных судом решений не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 декабря 1999 года и дополнительное решение того же суда от 14 декабря
1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан - без удовлетворения.