Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 25.12.1998 N 81-Г98-33 Дело по заявлению о признании недействительным распоряжения администрации Кемеровской области “Об оборудовании тахографами автобусов, используемых на междугородных пассажирских перевозках“ от 11.06.1998 N 580-р направлено на новое рассмотрение в связи с неправильным применением судом норм материального права и неполным исследованием всех обстоятельств дела, имеющих юридическое значение.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 декабря 1998 года

Дело N 81-Г98-33

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Александрова Д.П.,

Зайцева В.Ю.

рассмотрела в судебном заседании от 25 декабря 1998 года гражданское дело по заявлению прокурора Кемеровской области о признании недействительным распоряжения администрации Кемеровской области N 580-р “Об оборудовании тахографами автобусов, используемых на междугородных пассажирских перевозках“ по кассационной жалобе представителя администрации Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 21 сентября 1998 года, которым вышеуказанное распоряжение администрации Кемеровской области признано недействительным со дня его издания.

Заслушав доклад судьи Д.П. Александрова, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Л.Л. Корягиной об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ “О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом“ N 922 имеет дату 03.08.1996, а не 03.09.1996.

прокурор Кемеровской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации Кемеровской области N 580-р от 11 июня 1998 года “Об оборудовании тахографами автобусов, используемых на междугородных пассажирских перевозках“, в обоснование которого указал на то, что данным распоряжением предписана обязательная установка тахографов на все автобусы, используемые на междугородных пассажирских перевозках, между тем как Постановлением Правительства Российской Федерации N 922 от 3 сентября 1996 года “О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом“ предусмотрено оснащение тахографами лишь вновь изготавливаемых
автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, а распоряжением администрации области предписана установка тахографов на все автобусы, используемые для междугородных перевозок, что не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации.

Кемеровский областной суд, приняв дело к своему производству по первой инстанции, вынес указанное выше решение, которое обжалует представитель администрации Кемеровской области.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и указывается на ошибочность вывода суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене, а кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд согласился с изложенными в нем доводами и пришел к выводу, что распоряжение противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации N 922 от 3 августа 1996 года, поскольку оно содержало предписание об обязательном оснащении с 1 января 1998 года тахографами лишь вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20, предназначенных для международных и междугородных перевозок. Федеральным законом “О безопасности дорожного движения“ также не предусмотрена установка тахографов на все автобусы, осуществляющие междугородные пассажирские перевозки.

Однако такой вывод сделан без исследования возражений представителя областной администрации и без анализа относящегося к данному спору законодательства.

Ст. 72 “б“ Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено обеспечение общественной безопасности.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, как одного из видов общественной безопасности, установлены Федеральным законом “О безопасности дорожного движения“, принятым Государственной Думой 15 ноября 1995 года.

Задачами данного Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав
и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (ст. 1 Закона).

Этим же Законом на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, возложена обязанность организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, и соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей (ст. 20).

Во исполнение данного Закона Правительство Российской Федерации 3 августа 1996 года приняло Постановление N 922 “О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом“, в п. 1 которого было предписано осуществить с 1 января 1998 года оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Наличие тахографов на автобусах, используемых на междугородных перевозках пассажиров, способствует безопасности движения, так как позволяет контролировать режим труда и отдыха водителей таких автобусов.

Это обстоятельство послужило основанием для администрации Кемеровской области издать распоряжение “Об оборудовании тахографами автобусов, используемых на междугородных пассажирских перевозках“, которым определена обязанность владельцев автобусов независимо от форм собственности, используемых на междугородных автобусных маршрутах Кемеровской области, с 1 июля 1998 года оборудовать их тахометрами для контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха и режима движения.

П. п. 3 и 4 данного распоряжения предусмотрено финансирование расходов по созданию сервисных мастерских по установке и обслуживанию тахографов в сумме 1,8 млн.
рублей за счет средств областного бюджета и администрациям городов Кемерово и Новокузнецка рекомендовано осуществить финансирование расходов по оборудованию тахографами автобусов Кемеровского муниципального пассажирского автопредприятия N 1 и Новокузнецкого муниципального пассажирского автопредприятия N 1, используемых на междугородных маршрутах, за счет средств городских бюджетов (л.д. 4).

При таком положении вывод суда о противоречии распоряжения областной администрации Постановлению Правительства Российской Федерации N 922 от 3 августа 1996 года, являющегося основанием для признания распоряжения недействительным со дня его издания, противоречит материалам дела.

Администрация Кемеровской области по вопросам совместного ведения вправе издавать нормативные правовые акты, которые не противоречили бы федеральному законодательству.

Указание в Постановлении Правительства Российской Федерации о необходимости оснащения тахографами только вновь изготавливаемых автобусов, используемых для международных и междугородных пассажирских перевозок, не может являться законным основанием для признания оспариваемого распоряжения администрации области недействительным, противоречащим федеральному законодательству, поскольку такое противоречие не установлено судом.

Администрация Кемеровской области вправе за счет средств областного бюджета и бюджетов городов Кемерово и Новокузнецка для дополнительного обеспечения безопасности междугородных пассажирских перевозок обязать собственников автобусов, выполняющих такие рейсы, установить на них тахографы.

Такое положение не противоречит изложенному выше Федеральному закону “О безопасности дорожного движения“.

Таким образом, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. 306 п. 3 Гражданского процессуального кодекса РСФСР является основанием для отмены решения суда в кассационном порядке.

При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, исследовать все обстоятельства в обоснование требований и возражений против них и на основании закона разрешить спор.

Руководствуясь ст. ст. 305 п. 2, 306 п. 3 и 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации

определила:

решение Кемеровского областного суда от 21 сентября 1998 года отменить, дело для рассмотрения направить в Кемеровский областной суд.