Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2000 N 7-В99пр-25 Дело по иску о взыскании задолженности по пенсии, процентов за задержку ее выплаты, компенсации морального вреда направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 января 2000 года

Дело N 7-В99пр-25

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Маслова А.М.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в судебном заседании от 31 января 2000 года протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 3 ноября 1998 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 10 декабря 1998 года, постановление президиума Ивановского областного суда от 27 августа 1999 года по делу по иску В. к отделу по назначению и выплате пенсий и пособий Октябрьского района администрации г. Иваново, отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о взыскании задолженности по пенсии, процентов за задержку ее выплаты и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области Ш. (по доверенности N 09-08/155 от 26.01.2000), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей протест удовлетворить, Судебная коллегия

установила:

В. обратилась в суд с иском к отделу по назначению и выплате пенсий и пособий Октябрьского района администрации г. Иваново, отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о взыскании задолженности по пенсии, процентов за задержку ее выплаты, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что она, являясь пенсионером по возрасту, пенсии за август и сентябрь 1998 года по вине ответчиков не получила, в связи с чем из-за тяжелого материального положения
и ухудшения здоровья испытывала физические и нравственные страдания.

Решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 3 ноября 1998 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 10 декабря 1998 года, с отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области в пользу В. взыскана задолженность по пенсии за август и сентябрь 1998 года в сумме 839 руб. 64 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением президиума Ивановского областного суда от 27 августа 1999 года протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации оставлен без удовлетворения.

В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, внесенном в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене всех состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям.

Взыскивая в пользу истицы задолженность по пенсии с отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области, суд исходил из того, что, хотя обязанность по пенсионному обеспечению в соответствии со ст. 117 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ и возложена на государственные органы социального обеспечения, финансирование выплаты пенсий, в силу ст. 8 этого же Закона, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации.

Установив в судебном заседании, что задержка выплаты В. пенсии произошла не по вине отдела по назначению и выплате пенсий и пособий Октябрьского района администрации г. Иваново, из-за его недостаточного финансирования
отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области, суд пришел к выводу, поддержанному впоследствии судами кассационной и надзорной инстанций, о том, что задолженность по пенсии должна быть взыскана с отделения Пенсионного фонда.

С данным выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 117 Закона Российской федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ (далее - Закон) пенсионное обеспечение осуществляется именно государственными органами социального обеспечения.

Пенсионный фонд Российской Федерации согласно ст. 8 Закона осуществляет лишь финансирование выплаты этими органами пенсий.

Из смысла ст. 123 Закона следует, что суммы пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время органами, назначающими или выплачивающими пенсии.

Пенсионный фонд Российской Федерации в силу вышеуказанных требований ст. ст. 8 и 117 Закона органом, назначающим или выплачивающим пенсии, не является.

В соответствии же с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. N 787 “Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации“ (в редакции Указа Президента РФ от 09.07.97 N 710) передача Пенсионному фонду Российской Федерации функций по назначению и выплате пенсий, возложенных на органы исполнительной власти законодательством Российской Федерации, считается недопустимой.

Довод суда о том, что задержка выплаты пенсии произошла не по вине отдела по назначению и выплате пенсий и пособий, не мог служить основанием для взыскания суммы задолженности с отделения Пенсионного фонда, поскольку данное обстоятельство установленной законом обязанности органа социального обеспечения по выплате пенсии не исключает.

К тому же, взыскивая сумму задолженности с отделения Пенсионного фонда, суд в противоречие своему же выводу сослался на отсутствие вины последнего, в связи с чем отказал истице в возмещении морального вреда.

При таких обстоятельствах дела решение суда является
незаконным и в силу ст. 330 ГПК РСФСР подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 329 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 3 ноября 1998 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 10 декабря 1998 года и постановление президиума Ивановского областного суда от 27 августа 1999 года отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.