Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2000 N 49-Г00-34 Дело по жалобе на действия Государственного Собрания Республики Башкортостан, взыскании компенсации морального вреда и о признании неконституционными ст. ст. 88, 89 Конституции Республики Башкортостан и ст. 13 Закона “О Государственном Собрании Республики Башкортостан“ передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как обжалуемые заявителями постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан непосредственно не затрагивают их права, а касаются лиц, избранных судьями.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июля 2000 г. N 49-Г00-34

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.

судей Харланова А.В.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании от 4 июля 2000 г. частную жалобу К., К.Е., С. на определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 апреля 2000 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К.Е., К., С. обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой на действия Государственного Собрания Республики Башкортостан и взыскании 132 тыс. руб. - компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что Государственным Собранием Республики Башкортостан за
период с 1 января 1994 г. по 27 марта 2000 г. в нарушение требований ст. ст. 71, 76, 118 Конституции РФ были вынесены постановления об избрании 130 судей Верховного Суда Республики Башкортостан, районных и городских судов, тогда как назначение судьей России является правом Президента Российской Федерации. Действия ответчика нарушают их право на справедливое судебное разбирательство судом, созданным на основе закона и причиняют им моральный вред.

Просили также признать неконституционными ст. ст. 88, 89 Конституции Республики Башкортостан и ст. 13 Закона Республики Башкортостан “О Государственном Собрании Республики Башкортостан“.

Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 апреля 2000 г. жалоба К.Е., К. и С. оставлена без движения, как поданная без соблюдения требований ст. ст. 126, 127 ГПК РСФСР.

В частной жалобе К.Е., К. и С. ставится вопрос об отмене определения судьи по мотивам его незаконности.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 ГПК РСФСР всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.

Согласно ст. 4 ГПК РСФСР суд приступает к рассмотрению гражданского дела по заявлению лица, обратившегося за защитой своего права или охраняемого законом интереса.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ к действиям (решениям) государственных органов и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Обжалуемые заявителями постановления Государственного Собрания Республики Башкортостан непосредственно не
затрагивают их права, а касаются лиц, избранных судьями.

Кроме того, при рассмотрении судом конкретного гражданского дела по иску (жалобе, заявлению) К.Е., К., С. затрагивающему непосредственно их права, судьей, назначенным на должность, по мнению заявителей, в нарушение установленного законом порядка, они вправе ссылаться в обоснование своих доводов на данное обстоятельство. А в случае вынесения решения, при его обжаловании, заявители вправе ссылаться на это обстоятельство, как на основание для отмены решения суда.

Таким образом, жалоба заявителей в указанной части не могла быть принята к производству суда на основании п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР.

Поскольку жалоба заявителей в части признания незаконными постановлений Государственного Собрания Республики Башкортостан не могла быть принята к производству суда на основании п. 1 ст. 129 ГПК РСФСР, у судьи не было оснований обсуждать вопрос о том, подлежит ли она оставлению без движения либо нет.

Кроме того, судьей оставлен без рассмотрения вопрос в части признания неконституционными положений Конституции Республики Башкортостан и Закона Республики Башкортостан “О Государственном Собрании Республики Башкортостан“.

С учетом изложенного руководствуясь ст. ст. 311, 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отменить определение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 апреля 2000 г., вопрос передать на новое рассмотрение в тот же суд.