Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 05.05.2000 N 48-Г00-8 В удовлетворении заявления об отмене постановления избирательной комиссии области, отказавшейся утвердить предложенные схемы избирательных округов, отказано правомерно, так как содержащийся в них подход к образованию многомандатных округов противоречит законодательству, не допускающему возможность образования многомандатных округов не граничащих между собой территорий и не составляющих единую территорию для каждого избирательного округа.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 мая 2000 года

Дело No. 48-Г00-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Харланова А.В.,

Василевской В.П.

рассмотрела в судебном заседании от 5 мая 2000 г. кассационную жалобу Временной территориальной избирательной комиссии Хомутининского сельского муниципального Совета Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 29 февраля 2000 г. по ее заявлению, а также Главы Хомутининского сельского муниципального образования о реализации конституционных прав граждан, проживающих на территории Хомутининского сельского муниципального образования, избирать и быть избранными в орган местного самоуправления.

Заслушав доклад судьи Василевской В.П., объяснения представителя заявителей - Г. и заключение прокурора Коптевой Л.И. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия

установила:

22 июня 1999 г. Хомутининский сельский муниципальный Совет принял решение о самороспуске.

В связи с тем, что к этому времени избирательная комиссия муниципального образования не была создана, Челябинский облсуд решением от 16 сентября 1999 г. назначил дату выборов в Хомутининский сельский муниципальный Совет 8 депутатов на 19 декабря 1999 г.

Но в назначенное время выборы не состоялись из-за спора по вопросу образования многомандатных округов на территории муниципального образования, и Челябинский облсуд по просьбе Главы Хомутининского сельского муниципального образования определением от 25 февраля 2000 г. в порядке ст. 207 ГПК РСФСР переназначил выборы на 14 мая 2000 г.

Временная территориальная избирательная комиссия Хомутининского сельского муниципального образования (ВТИК) и Глава Хомутининского сельского муниципального образования обратились в суд с заявлением об отмене постановления избирательной комиссии
Челябинской области от 20 октября 1999 г. об отказе в утверждении схемы избирательных округов, предложенной ими 19 октября 1999 г., обязать облкомиссию утвердить эту схему и дополнительно к решению Челябинского облсуда от 16 сентября 1999 г. принять решение о проведении выборов 8 депутатов на основании отдельных положений ч. 2 ст. 7 Временного положения “О проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах РФ, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“.

Решением Челябинского областного суда от 29 февраля 2000 г. в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе временная территориальная избирательная комиссия Хомутининского сельского муниципального образования по выборам депутатов просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявления, ссылаясь на то, что в результате принятого судом решения проживающие на территории муниципального образования граждане не могут реализовать свое конституционное право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, так как из-за отсутствия согласованности с Челябинской избирательной комиссией в вопросе определения схемы образования избирательных округов проведение выборов 8 депутатов в Хомутининский сельский муниципальный совет оказалось невозможным.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для отмены решения не находит.

Как видно из решения ВТИК от 19 октября 1999 г., для проведения указанных выборов предусматривалось образовать два общетерриториальных многомандатных избирательных округа по 4 мандата, подлежащих распределению в каждом округе.

Следовательно, каждый из этих округов охватывает всю территорию муниципального образования, т.е., как правильно указал суд, происходит полное “наложение“ одного избирательного округа на другой.

Это предпринято с целью выполнения
требования Устава муниципального образования, согласно которому в избрании депутатов (каждого) должны принять участие все жители образования.

Однако такой подход к образованию многомандатных округов противоречит ст. 18 Закона Челябинской области “О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Челябинской области“, а также ст. 19 Закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, не допускающих возможность образования многомандатных округов не граничащих между собой территорий и не составляющих единую территорию для каждого избирательного округа.

При таком положении суд обоснованно пришел к выводу о незаконности заявленных требований и правильно отказал в их удовлетворении.

Доводы жалобы о принятии дополнительного решения к решению Челябинского облсуда от 16 сентября 1999 г. по существу направлены на его изменение, что в компетенцию суда первой инстанции не входит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 294, 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Челябинского областного суда от 29 февраля 2000 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ВТИК Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

В.И.НЕЧАЕВ

Судьи

А.В.ХАРЛАНОВ

В.П.ВАСИЛЕВСКАЯ