Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2000 N 64-В00пр-2 Заявление о признании недействительным решения районного Собрания и о восстановлении в должности председателя районного Собрания удовлетворено правомерно, так как в уставе муниципального образования отсутствуют положения, регулирующие основания и порядок досрочного освобождения выборного должностного лица от обязанностей председателя районного Собрания. При таких данных решение об освобождении лица от обязанностей председателя районного Собрания без указания оснований нельзя признать законным.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 июня 2000 г. N 64-В00пр-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.

судей Горохова Б.А.

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 6 июня 2000 года гражданское дело по жалобе М. на неправомерные действия органа местного самоуправления по протесту заместителя Генерального прокурора РФ на постановление президиума Сахалинского областного суда от 10 марта 2000 года.

Заслушав доклад судьи Кебы Ю.Г., выслушав объяснения представителя М. - С., представителя Долинского районного Собрания Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коптевой Л.И., поддержавшей протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

21 апреля 1997 года на 4 сессии
Долинского районного Собрания первого созыва депутат М. избран председателем районного Собрания (решение N 11, т. 1 л.д. 50).

29 января 1999 года на 30-й внеочередной сессии Долинского районного Собрания М. освобожден от выборной должности председателя районного Собрания (решение N 220/30, т. 1, л.д. 124, 134).

12 февраля 1999 года на 31-й сессии Долинского районного Собрания депутатами принято решение N 232/31 об отмене принятого 6 января 1999 года на 20-й сессии решения N 218/29 (по основанию отсутствия кворума), которым на редакцию газеты “Долинская правда“ возложена обязанность опубликовать принятые на собрании представителей Резолюцию и Обращение (т. 1, л.д. 66, 74 - 78).

На той же сессии были приняты: решение N 234/31, которым признаны недействительными выборы председателя районного Собрания М., проведенные 21 апреля 1997 года (по основанию нарушения процедуры заседания), и решение N 236/31 “О структуре и штатном расписании Долинского районного Собрания на 1999 год“ (т. 1, л.д. 17, 60, 74 - 78).

Считая названные решения районного Собрания от 29 января 1999 года и от 12 февраля 1999 года незаконными, М. 23 февраля 1999 года обратился в суд с жалобой (и дополнением от 8 апреля 1999 года) на эти решения, указывая на нарушения депутатами Закона Сахалинской области “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления“, Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и одноименного Закона Сахалинской области, положений Устава Долинского района. Одновременно М. просил восстановить его в прежней должности председателя районного Собрания.

Решением Долинского районного суда от 8 апреля 1999 года М. отказано в удовлетворении заявленных требований.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда
от 1 июня 1999 года решение суда первой инстанции в части отказа М. в удовлетворении жалобы о признании незаконным решения Долинского районного Собрания N 234/31 от 12 февраля 1999 года отменено, дело в этой части направлено на новое рассмотрение. В остальной части решение оставлено без изменения.

При новом рассмотрении решения Долинского районного суда от 4 октября 1999 года удовлетворена жалоба М. на решение Долинского районного Собрания N 234/31 от 12 февраля 1999 года, которым проведенные 21 апреля 1997 года выборы председателя Долинского районного Собрания признаны недействительными.

Решение в кассационном порядке не обжаловалось.

Постановлением президиума Сахалинского областного суда от 10 марта 2000 года отменены:

решение Долинского городского суда от 8 апреля 1999 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 1 июня 1999 года в части отказа М. в удовлетворении жалобы на решение 30 внеочередной сессии Долинского районного Собрания от 29 января 1999 года N 220/30 “Об освобождении М. - депутата по избирательному округу N 1 от занимаемой должности председателя районного Собрания“.

В этой части вынесено новое решение о признании недействительным решения Долинского районного Собрания от 29 января 1999 года N 220/30 и восстановлении М. в должности председателя Долинского районного Собрания.

В протесте заместителя Генерального прокурора РФ ставится вопрос об отмене постановления президиума областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со ст. 14 (п. п. 1, 3), ст. 17 (п. п. 1, 2) Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28 августа 1995 года N
154-ФЗ к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Наименование органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 настоящего Закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления.

Уставом Долинского района Сахалинской области, принятым 16.04.97 года, предусмотрена должность председателя районного Собрания, определены его полномочия и компетенция, порядок избрания (ст. 22), в связи с чем доводы протеста о том, что председатель районного Собрания не относится к выборным должностным лицам местного самоуправления, как противоречащие названным правовым актам, несостоятельны.

Согласно ст. 8 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, ст. 6 одноименного Закона Сахалинской области вопросы структуры, порядка формирования органов местного самоуправления, сроки полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий должны быть указаны в уставе муниципального образования.

В уставе Долинского района
отсутствуют положения, регулирующие основания и порядок досрочного освобождения, выборного должностного лица от обязанностей председателя районного Собрания.

При таких данных решение представительного органа Долинского района об освобождении М. от обязанностей председателя районного Собрания без указания оснований, нельзя признать законным и соответствующим приведенным выше правовым актам.

Утверждение в протесте о том, что прекращение полномочий М. осуществлено в соответствии с Временным регламентом районного Собрания также несостоятельно и не может служить основанием к отмене постановления президиума, поскольку, как указано выше, данный вопрос в соответствии с Федеральным законом и законом субъекта Федерации должен быть решен в уставе муниципального образования - высшем нормативном акте муниципального образования, а не в регламенте, которым регулируются процедурные вопросы проведения сессий.

Более того и во Временном регламенте районного Собрания отсутствуют порядок и основания освобождения председателя районного Собрания от занимаемой должности, а указана лишь процедура голосования.

При этом президиумом обоснованно учтено, что депутат М. исполнял обязанности председателя районного Собрания на освобожденной основе, а решение Долинского районного Собрания об исключении из штата работников районного Собрания должности председателя собрания на освобожденной основе было принято 12 февраля 1999 года (т. 1, л.д. 60), т.е. уже после освобождения М. от должности (решение N 220/30 об освобождении было принято 29 января 1999 года).

С учетом изложенного, доводы протеста о том, что президиумом областного суда неправильно истолкован и применен материальный закон несостоятельны.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации оставить без удовлетворения.