Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2000 N 11-Г00-2 В удовлетворении жалобы на действия центральной избирательной комиссии республики и о признании недействительными итогов первого тура выборов народных депутатов республики отказано правомерно, поскольку наличие неточности в указании места работы кандидата в народные депутаты в избирательном бюллетене вызвано разночтением в представленных в избирательную комиссию документах и не могло ввести в заблуждение избирателей и повлиять на достоверность определения результатов их волеизъявления.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 февраля 2000 года

Дело N 11-00-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В. П.,

судей Горохова Б. А.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании от 8 февраля 2000 г. по кассационной жалобе Ш. на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 декабря 1999 г. дело по жалобе Ш. на действия Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и о признании недействительными итогов первого тура выборов народных депутатов Республики Татарстан по Гагаринскому избирательному округу N 71.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

10 ноября окружная избирательная комиссия по Гагаринскому избирательному округу N 71 зарегистрировала Ш. кандидатом в народные депутаты Республики Татарстан на выборах, назначенных на 19 декабря 1999 г. Место работы и должность Ш. при регистрации в протоколе избирательной комиссии были указаны следующим образом: “директор лицея при КГУ (Академический колледж)“.

22 декабря 1999 г. Ш. обратился в суд с жалобой на действия Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и просил признать недействительными итоги первого тура выборов народных депутатов Республики Татарстан по Гагаринскому избирательному округу N 71 по тем основаниям, что избирательная комиссия в избирательном бюллетене неправильно указала место его работы, что привело к нарушению прав избирателей и к невозможности с достоверностью установить волеизъявление избирателей на первом
этапе голосования.

Заявитель указал на то, что решением Вахитовского районного суда г. Казани от 16 декабря 1999 г., обращенным к немедленному исполнению определением того же суда от 17 декабря 1999 г., глава администрации г. Казани был обязан внести изменения в свое постановление от 15 октября 1999 г. относительно названия руководимого заявителем учебного заведения и указать его название - коммунальное образовательное учреждение “Лицей при Казанском государственном университете (Академический колледж)“, а Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан - дать распоряжение об изготовлении избирательных бюллетеней именно с таким наименованием места работы Ш.

Это решение Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан своевременно не исполнила, что, по мнению заявителя, является основанием для признания итогов первого тура выборов недействительными.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28 декабря 1999 г. жалоба Ш. была оставлена без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Довод заявителя о том, что Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан своевременно не исполнила решение Вахитовского районного суда г. Казани от 16 декабря 1999 г., обращенное к немедленному исполнению определением того же суда от 17 декабря 1999 г., не является достаточным основанием для признания действий комиссии незаконными, а результатов выборов - недействительными.

При рассмотрении дела судом было установлено, что исполнительный лист, в котором избирательная комиссия обязывалась дать распоряжение об изменении сведений о месте работы заявителя в избирательных бюллетенях, поступил в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан в день проведения голосования
- 19 декабря 1999 г., а по данным заявителя - 18 декабря 1999 г. Реальной возможности внести изменения в заранее изготовленные избирательные бюллетени при таких обстоятельствах у Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан не имелось, в связи с чем не имеется и оснований для признания ее действий незаконными.

Вывод суда о том, что независимо от оценки действий Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, связанных с исполнением решения Вахитовского районного суда г. Казани от 16 декабря 1999 г., нет оснований для удовлетворения требования заявителя о признании итогов первого тура выборов народных депутатов Республики Татарстан недействительными, является правильным.

В соответствии со ст. 30 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 1994 года N 2244-XII “О выборах народных депутатов Республики Татарстан“ для выборов народных депутатов Республики Татарстан каждый избиратель получает избирательные бюллетени, тексты и формы которых устанавливаются Центральной избирательной комиссией. Избирательные бюллетени печатаются на государственных языках Республики Татарстан, а также могут печататься на языках, которыми пользуется население, входящее в тот или иной избирательный участок. Избирательные бюллетени для голосования в административно-территориальных избирательных округах печатаются по распоряжению соответствующих окружных избирательных комиссий. Избирательные бюллетени для голосования в территориальных избирательных округах печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии и должны быть доставлены окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до выборов. Участковые избирательные комиссии (председатель и один член комиссии) получают бюллетени от окружных избирательных комиссий по акту (ведомости) не позднее чем за четыре дня до выборов. По каждому избирательному округу число комплектов избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по участку избирателей более чем на четыре процента.
На лицевой стороне в правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии (пункт 1).

В избирательные бюллетени может быть включено любое число зарегистрированных по избирательному округу кандидатов в народные депутаты, которые печатаются в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий и постоянного места жительства кандидата в народные депутаты, а также кем он выдвинут.

Справа напротив данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка “против всех кандидатов“ с расположенным справа от нее пустым квадратом. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства (пункт 2).

На основании поданных окружной избирательной комиссией Гагаринского территориального избирательного округа N 71 в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан документов точно определить написание рода занятий кандидата в народные депутаты Республики Татарстан Ш. не представлялось возможным, так как в протоколе окружной избирательной комиссии Гагаринского территориального избирательного округа N 71 род занятий Ш. был определен как “директор лицея при КГУ (Академический колледж)“; в учетной карточке - “директор многопрофильного лицея (“Академический колледж“)
при КГУ“; в биографических данных, которые Ш. написал собственноручно, - “директор “Академического колледжа“ при КГУ“.

При наличии таких разночтений в представленных документах Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан обоснованно посчитала целесообразным руководствоваться при указании в избирательном бюллетене рода занятий кандидата в народные депутаты Республики Татарстан Ш. его биографическими данными, которые были написаны Ш. собственноручно и подписаны 14 октября 1999 года, но с незначительными лексическими поправками. Таким образом, в избирательном бюллетене род занятий кандидата в народные депутаты Республики Татарстан Ш. был указан как “директор лицея “Академический колледж“ при КГУ“.

Довод заявителя о том, что избиратели были введены в заблуждение, так как в избирательном бюллетене принадлежность кандидата в народные депутаты Республики Татарстан Ш. к его основному роду занятий была указана неточно, правильно признан судом необоснованным, поскольку фразы “директор коммунального образовательного учреждения “Лицей при Казанском государственном университете (Академический колледж)“, “директор “Академического колледжа“ при КГУ“ и “директор лицея “Академический колледж“ при КГУ“ никакого существенного различия между собой не содержат и в заблуждение избирателей ни относительно рода профессиональной деятельности заявителя, ни относительно места его работы ввести не могли.

Никаких данных о том, что эти разночтения каким-либо образом могли повлиять на достоверность определения результатов волеизъявления избирателей в деле нет, в связи с чем в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ отсутствуют и основания для удовлетворения требования заявителя о признании недействительными результатов проведенных 19 декабря 1999 г. выборов.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная
коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 декабря 1999 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.