Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 15.09.2000 N ГКПИ00-811 Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным параграфов 116, 125, 126, 129 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 24.04.1956.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 15 сентября 2000 г. N ГКПИ00-811

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

председательствующего Романенкова Н.С.,

при секретаре Б.,

с участием
прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества “Сахалинское морское пароходство“ о признании незаконными параграфов 116, 125, 126, 129 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных Министерством морского флота СССР, Министерством путей сообщения СССР, Министерством речного флота РСФСР 24 апреля 1956 г.,

установил:

ОАО “Сахалинское морское пароходство“ обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконными параграфов 116, 125, 126, 129 Правил перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных Минморфлотом СССР, МПС СССР, Минречфлотом РСФСР 24 апреля 1956 г.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения Правил ПСЖВС возлагают ответственность на пароходства за действия портов, тогда как это отдельные друг от друга самостоятельные юридические лица, не связанные часто даже договором.

Несмотря на принятие Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления N 18 от 12 ноября 1998 г. “О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации“ правоприменительная практика не пошла по пути установления противоречий между Правилами ПСЖВС и Гражданским кодексом РФ.

На основании порядка, установленного Правилами ПСЖВС, порт производит взыскание недоборов провозных платежей при выдаче груза с грузополучателей.

Между тем железные дороги требования по взысканию этих недоборов предъявляют не портам, а пароходству, и арбитражные суды удовлетворяют их требования и возлагают на пароходство ответственность за действия портов.

Руководствуясь положениями параграфа 126 Правил ПСЖВС, арбитражные суды считают, что если пароходство не произвело опротестование счета, то
счет является правильным, т.е. акцептированным пароходством, и свидетельствует о воле стороны на согласие с оплатой недоборов. Однако положения данного параграфа являются незаконными в части признания долга способом умолчания и безакцептного порядка списания денежных средств, т.к. противоречат нормам ГК РФ.

Представитель МПС России Е. возражал против удовлетворения жалобы, т.к. оспариваемые положения Правил перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении соответствуют нормам Устава внутреннего водного транспорта СССР, действующего на территории Российской Федерации, и регулируют порядок расчетов по перевозкам.

Представители Минтранса России С. и Л. жалобу ОАО “Сахалинское морское пароходство“ признали.

Выслушав объяснения представителя ОАО “Сахалинское морское пароходство“ М., представителей МПС России Е., Минтранса России С. и Л., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно ст. 788 ГК РФ взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

17 января 1998 г. введен в действие Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. Согласно ст. 145 Транспортного устава глава IV “Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении“, статьи 105, 111, 115, 116, 117, 118, 122, 123 и 137 настоящего устава в части прямого смешанного сообщения действуют до введения в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении применяются в части, не противоречащей ГК РФ, Транспортному уставу.

Оспариваемые заявителем положения Правил
перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении определяют расчеты по перевозкам между организациями, участвующими в смешанных перевозках.

Так, в соответствии с параграфом 116 Правил ПСЖВС провозные платежи и сборы, не взысканные пароходствами или железными дорогами в пунктах отправления, взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза на основании заверительных штемпелей, проставленных на накладной дорожной ведомости и ее копии, станцией железной дороги или портом (пристанью) перевалки. По объяснениям представителя ОАО “САХ МП“ М., в случае, когда провозные платежи и сборы не взысканы в пунктах отправления, то они взыскиваются с грузополучателя в пункте назначения груза.

Если таким пунктом является порт, то он должен взыскивать плату.

Таким образом, заявитель не оспаривает порядок взыскания провозных платежей.

Параграф 125 Правил ПСЖВС предусматривает, на основании каких документов управление железных дорог и управление пароходств производят между собой расчеты за перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении.

При этом пароходство не лишено права обратиться с претензией к порту и в суд, если действиями порта ему причинен ущерб.

Согласно ст. 70 Транспортного устава порты считаются включенными в прямое смешанное сообщение перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта.

Согласно параграфу 126 Правил ПСЖВС счета составляются управлением дороги или пароходства за истекшую пятидневку и предъявляются при платежных требованиях Госбанка на инкассо для списания в безакцептном порядке со счета дебитора (управления пароходства или управления железной дороги). В счете, прилагаемом к платежному требованию, должны быть перечислены номера передаточных ведомостей, пункты перевалки и суммы, причитающиеся по передаточным ведомостям за пятидневку.

Второй экземпляр счета одновременно посылается дебитору.

Счет может быть опротестован стороной (дебитором) в течение трехмесячного срока со дня его получения. Если
в течение этого срока счет не будет опротестован, то он считается правильным.

Параграф 127 Правил ПСЖВС предусматривает возможность возврата опротестованных сумм организациями, участвующими в перевозке грузов в прямом смешанном сообщении.

Глава 46 Гражданского кодекса регулирует вопросы, связанные с осуществлением безналичных расчетов. Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика. Действующее законодательство для данного вида перевозок допускает списание средств без распоряжения клиента.

Так, в соответствии с параграфом 178 Устава внутреннего водного транспорта СССР расчеты между пароходствами и железными дорогами по перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении производятся по платежам и сборам, включенным в перевозочные документы, в безакцептном порядке.

Согласно параграфу 129 Правил ПСЖВС взаимные услуги по взысканию суммы недоборов и возврату переборов являются обязательными для железных дорог и пароходств.

При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении обязанности перевозчиков выполняют различные виды транспорта. Статья 68 Транспортного устава предусматривает, что перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы жалобы о несоответствии положений Правил ПСЖВС о расчетах по перевозкам нормам части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы о несогласии с арбитражными решениями не могут быть приняты во внимание, т.к. порядок обжалования решений арбитражных судов установлен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судебный надзор за их деятельностью осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Учитывая, что положения параграфов 116, 125, 126, 129 Правил ПСЖВС не противоречат действующему законодательству и не нарушают права заявителя, жалоба ОАО “САХ МП“ не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР,
Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу открытого акционерного общества “Сахалинское морское пароходство“ о признании незаконными параграфов 116, 125, 126, 129 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденных МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 24 апреля 1956 г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.