Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 29.09.1995 N ГКПИ95-143 В удовлетворении жалобы общественного объединения об отмене постановлений ЦИК РФ о регистрации избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы РФ отказано, так как отсутствие у них соответствующего устава не нарушает конституционных прав граждан на объединение, а напротив, способствует наиболее полной реализации такого права при осуществлении гражданами своих избирательных прав.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 29 сентября 1995 г. No. ГКПИ95-143

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего -

члена Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,

при секретаре Рачиной К.А.,

с участием прокурора Соколовой Л.Н.

и адвокатов Алпатикова В.Ф.,

Емельянова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению - жалобе общественного объединения “Движение “Союз студенческих советов“ об отмене постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва:

1. “Власть - народу!“;

2. “Коммунисты, трудовая Россия - за Советский Союз“;

3. “Блок независимых“;

4. Предвыборный блок, включающий руководителей “Партии защиты пенсионеров и ветеранов“, “Партии искоренения преступности - законности и правопорядка“, “Партии защиты здравоохранения, образования, науки и культуры“, “Партии защиты молодежи“, “Объединения свободных профсоюзов“, “Партии справедливости“, “Партии охраны природы“;

5. “Союз вкладчиков России“ - “Фронт национального спасения (ФНС)“;

6. “Демократический выбор России“ - “Объединенные демократы“;

7. “Наше будущее“;

8. “Блок Станислава Говорухина“;

9. Предвыборный блок, включающий руководителей “Партии защиты детей“ (Мира, Добра и Счастья), партии “Русские женщины“, “Партии православных“ (Веры, Надежды, Любви), “Народной
христианско - монархической партии“, партии “За союз славянских народов“, партии сельских тружеников “Земля-матушка“, “Партии защиты инвалидов“, “Партии пострадавших от властей и обездоленных“;

10. “Межнациональный союз“,

установил:

общественное объединение движение “Союз студенческих советов“ обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации No. 11/85-П и No. 12/92-П от 1 сентября 1995 г., No.12/90-П, No. 12/91-П, No. 12/92-П и No. 12/93-П от 5 сентября 1995г., No. 14/100-П, No. 14/101-П, No. 14/102-П и No. 14/103-П от 3 сентября 1995 г. о регистрации вышеуказанных избирательных блоков, сославшись на то, что всякий избирательный блок является по своей юридической природе общественным объединением, а поэтому порядок их создания и деятельности должен регулироваться Федеральным законом “Об общественных объединениях“. Регистрация же перечисленных избирательных блоков, по мнению заявителя, произведена Центризбиркомом РФ без учета требований названного выше Закона (без проверки наличия у них принятого в установленном порядке Устава, а также соответствующих решений избирательных объединений о их создании), чем были нарушены избирательные права граждан, в том числе и их право на объединение.

В судебном заседании представители заявителя Л. и адвокат Алпатиков В.Ф. жалобу поддержали, но при этом пояснили, что какими-либо доказательствами в подтверждение своих доводов о нарушении Центризбиркомом РФ требований закона при регистрации избирательных блоков не располагают.

Представитель Центральной избирательной комиссии РФ З. с жалобой не согласилась и просила об оставлении ее без удовлетворения.

Представитель избирательного блока “Наше будущее“ К. также просил признать жалобу необоснованной.

Представитель избирательного блока “Блок независимых“ Д. решение вопроса по заявленному в жалобе требованию оставил на усмотрение суда.

Представители других указанных в жалобе избирательных блоков в суд не явились.
О дне рассмотрения дела судом извещены.

Выслушав объяснения представителей общественного объединения движение “Союз студенческих советов“ Л. и адвоката Алпатикова В.Ф., поддержавших жалобу, возражения на жалобу со стороны представителя Центральной избирательной комиссии РФ З., представителей избирательных блоков “Блок независимых“ Д. и “Наше будущее“ К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Соколовой Л.Н., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, и проверив материалы дела, Верховный Суд РФ находит жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 33 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации“ избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя общественными объединениями, являющимися избирательными объединениями в соответствии с ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона.

Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) общественного объединения.

Избирательные блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией РФ. Регистрация производится не позднее чем в пятидневный срок после представления в Центральную избирательную комиссию РФ протоколов съездов (конференций) общественных объединений с решениями о вхождении в избирательный блок и совместного решения общественных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями этих общественных объединений.

Как установлено судом, все указанные в жалобе избирательные блоки были зарегистрированы Центризбиркомом РФ в качестве таковых с соблюдением установленного порядка на основании представленных ими всех необходимых документов, предусмотренных вышеприведенной нормой Закона.

Данное обстоятельство подтвердили в суде представитель Центральной избирательной комиссии РФ З. и представители избирательных блоков “Блок независимых“ Д. и “Наше будущее“ К.

Не оспаривали этого по существу в судебном заседании и представители заявителя, но при этом утверждали, что для регистрации данных избирательных блоков Центризбиркому следовало дополнительно потребовать
от них представления принятого ими в установленном порядке устава, без которого регистрация блока, как и любого другого общественного объединения, по их мнению, является неправомерной.

При таких данных, исходя из требований ст. 33 вышеназванного Закона, суд приходит к выводу о том, что регистрация указанных в жалобе избирательных блоков произведена Центризбиркомом в строгом соответствии с данным Законом и каких-либо оснований для отмены принятых им по этому вопросу постановлений не имеется.

Довод представителей заявителя о том, что Центризбирком РФ не вправе был регистрировать избирательные блоки в отсутствие у них своего устава, не может быть признан обоснованным, поскольку для регистрации избирательного блока наличия такого устава согласно Закону о выборах депутатов Государственной Думы не требуется. Права же требовать каких-либо дополнительных не предусмотренных законом документов при регистрации избирательных блоков Центризбиркому РФ не предоставлено.

Нельзя признать убедительной при этом и ссылку заявителя на ст. 13 Федерального закона “Об общественных объединениях“, поскольку избирательный блок к общественным объединениям, предусмотренным этим Законом, не относится и потому его действие на него, по мнению суда, в данном случае не распространяется.

Кроме того, каждое из общественных объединений, вошедших в состав избирательного блока, как установлено в судебном заседании, имеет свой устав и, несмотря на создание ими такого блока, продолжает осуществлять свою деятельность по всем вопросам, кроме избирательных, самостоятельно, исходя из своих уставных целей.

Учитывая, что общественные объединения, создав избирательный блок на время проведения выборов, в своей деятельности продолжают оставаться самостоятельными друг от друга, за исключением осуществления избирательных прав, то принятия в этом случае устава избирательного блока, применительно к требованиям Закона “Об общественных объединениях“, о чем указывает в жалобе заявитель,
также не требуется.

Ни на чем не основана и ссылка заявителя на то, что при регистрации избирательных блоков в отсутствие у них соответствующего устава нарушаются конституционные права граждан на объединение.

Более того, установленный Законом о выборах депутатов Государственной Думы порядок регистрации избирательных блоков, по мнению суда, не только не противоречит Конституции РФ, а, напротив, способствует наиболее полной реализации такого права при осуществлении гражданами своих избирательных прав (ст. 30 и п. 2 ст. 32 Конституции РФ).

Не могут быть приняты во внимание и другие доводы, на которые заявитель ссылается в своей жалобе, поскольку они также не основаны на законе.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление - жалобу общественного объединения движение “Союз студенческих советов“ об отмене постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации указанных в заявлении избирательных блоков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Председательствующий -

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.РЕДЧЕНКО