Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2004 N А56-9422/04 Поскольку положения Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“, предусматривающие возможность установления законами субъектов РФ повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных указанным законом, были признаны неконституционными, суд правомерно признал незаконным бездействие ИМНС, выразившееся в невозврате данного налога, излишне уплаченного по ставкам, установленным региональным законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2004 года Дело N А56-9422/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ Костаревой И.Ю. (доверенность от 12.02.02 N 01-2/22-751), рассмотрев 28.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.04 по делу N А56-9422/04 (судья Згурская М.Л.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации“ (далее - Банк) обратилось в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция) и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем возврата 15623 руб. 92 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил суд признать незаконным бездействие Инспекции и обязать налоговый орган на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка путем вынесения решения о возврате 15623 руб. 92 коп. налога с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы.

Решением суда от 31.05.04 заявленные Банком требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 31.05.04, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления этого определения в силу, а следовательно, согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ оно вступает в силу с 10.04.02. Таким образом, пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон “О фондах“), предусматривавший возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств в повышенном размере, а также основанные на этой норме положения законов субъектов Российской Федерации утрачивают силу и не подлежат применению с 10.04.02.

В отзыве на кассационную жалобу Банк, ссылаясь
на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Банка поддержал доводы отзыва.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Банк 26.12.02 направил в налоговый орган по месту нахождения филиала - Северо-Западного банка Сбербанка России - измененные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2000 - 2002 годы и заявление о возврате 15623 руб. 92 коп. излишне уплаченного налога, поскольку определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и N 107-О признаны неконституционными положения пункта 5 статьи 6 Закона “О фондах“, которые предоставляли субъектам Российской Федерации возможность устанавливать повышенные ставки налога.

Банк 25.11.03 повторно обратился в налоговый орган с заявлением N 06-03-02/5346/13109 аналогичного содержания.

Названные заявления оставлены Инспекцией без рассмотрения, а уточненные декларации - без исполнения, в связи с чем Банк обратился с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона “О фондах“, предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном Законе, а также положения Закона Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-03 “Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств“ (далее - Закон Ленинградской области) не подлежат применению.

Кассационная инстанция считает выводы суда правильными.

В пункте 1
статьи 6 Закона “О фондах“ установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.

При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Законом Ленинградской области установлены повышенные ставки налога относительно ставок, указанных в пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.

Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения Закона “О фондах“ относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок
налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Ленинградской области об установлении повышенных ставок не подлежат применению судами и налоговыми органами.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 31.05.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.04 по делу N А56-9422/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

МОРОЗОВА Н.А.